Государственная политика на рынке труда

Государственное регулирование рынка труда было первым направлением социальной политики. Свою историю оно начинает в первой половине XIX века в Англии, когда формируется фабричное законодательство, ограничивающее применение детского труда и продолжительность рабочего времени для взрослых. Так, фабричный акт 1833 года запрещал использование труда детей до 9-летнего возраста, а труд детей в возрасте 9 - 13 лет ограничивал 8 часами в день. Продолжительность рабочего дня взрослых составляла 12 часов. И только постепенно устанавливается 10-часовой рабочий день. Соответствующие законы в других странах принимаются позднее.

Рабочий на фабрике

Рабочий на фабрике

В настоящее время сложилась развитая система государственного регулирования рынка труда. В ней можно выделить три основных направления:

  1. Государство устанавливает условия использования труда: меры по ограничению применения детского и женского труда; установление продолжительности рабочего дня, рабочей недели, продолжительности отпуска; установление норм гигиены и безопасности труда.
  2. Государство воздействует на условия оплаты труда. Регулирование заработной платы осуществляется посредством следующих форм: установление минимальной заработной платы; регламентация ряда надбавок к заработной плате; индексация заработной платы в связи с ростом цен; замораживание заработной платы и цен; налогообложение личных доходов; информация об уровне заработной платы в разных секторах экономики и различная методологическая помощь государственных органов фирмам, компенсации, связанные с трудовой деятельностью (страхование на случай безработицы, страхование от несчастных случаев на производстве).
  3. Государство регулирует отношения между наемными работниками и предпринимателями, принуждая их к переговорам как способу урегулирования конфликтов. В результате такой деятельности обычной практикой стало заключение коллективных трудовых соглашений, подробно устанавливающих права и обязанности сторон трудовых отношений.

Остановимся подробнее лишь на некоторых аспектах социальной политики государства на рынке труда.

Установление минимального уровня заработной платы. Государство, устанавливая минимальный уровень заработной платы, предоставляет социальную гарантию, призванную уменьшить масштабы бедности. В числе критериев установления размеров минимальной заработной платы конвенция МОТ (Международная Организация Труда) "О минимальной заработной плате" называет:

  • потребности работника и его семьи с учетом общего уровня зарплаты в государстве, социальных выплат, стоимости жизни, доходов других социальных слоев;
  • экономические соображения, включая уровень производительности и занятости.

Так, в США минимум заработной платы устанавливается в номинальном выражении за час работы. В 1938 году он составлял 0,25 долл., в 1991 году - 4,25 долл., в 1998 году - 5,15 долл. Минимальный уровень заработной платы находится в пределах 37-53% от среднечасовой заработной платы в обрабатывающей промышленности.

В других странах минимум заработной платы определяется через процентное отношение к средней заработной плате (обычно от 33 до 40%).

В России законодательно устанавливается минимальная месячная заработная плата, размер которой составлял в 90-е годы 83,49 руб. Для выполнения социальной гарантии минимальная заработная плата должна быть не ниже прожиточного минимума.

Во многих странах для поддержания покупательной способности проводится индексация заработной платы.

Порядок индексации различается по странам. Наиболее распространенной формой является автоматический рост заработной платы с учетом изменения индекса потребительских цен за определенный период времени. В Италии, Бельгии, Дании, Греции и Нидерландах индексация имеет общенациональный характер и отображается в общенациональных соглашениях, заключаемых на трехсторонней основе между предпринимательскими организациями, профсоюзами и государственными органами.

В Японии, Великобритании, Франции, Швейцарии индексация осуществляется на уровне отраслей и компаний с помощью заключения коллективных соглашений между профсоюзами и предпринимателями.

Коллективные трудовые соглашения, заключаемые каждые 2-3 года, регулируют отношения между фирмой и наемными работниками. Они включают: определение продолжительности рабочего дня, условия оплаты труда сверхурочных, праздничных дней, пенсионное и медицинское групповое страхование, условия увольнения работников и т.д.

Важное место в социальной политике на рынке труда играет страхование от безработицы. В США закон о страховании на случай потери работы был принят в 1935 году. В соответствии с ним во всех штатах страны разработаны местные правовые акты и программы по безработице. Целью этих программ является временная и частичная компенсация "утерянного" дохода в связи с безработицей.

В различных странах существуют свои правила начисления пособия по безработице. Для определения размера пособия обычно учитываются: заработок потерявшего работу; минимум и максимум выплат; причины потери работы; профессия, длительность периода безработицы. Выплаты пособия по безработице от валового внутреннего продукта составляют: в Ирландии — 3,4%, Голландии — 3, Великобритании — 2, во Франции — 1,3, в США — 0,4%.

В США финансирование пособий по безработице осуществляется за счет 3,5%-го налога, выплачиваемого нанимателями труда с первых 7 тыс. долларов заработной платы, которая приходится в среднем на каждого работника. Любой застрахованный работник, потерявший работу, после непродолжительного периода ожидания (1 неделя) немедленно получает право на пособие. Данная программа распространяется почти на 90% рабочих и служащих в гражданских отраслях экономики. Размеры выплат, а также количество недель, в течение которых выплачивается данное пособие, значительно различается друг от друга в разных штатах. В целом же пособие по безработице составляет 50% заработной платы работника после уплаты всех налогов.

В Германии наиболее детализировано положение о выплате пособия по безработице. Для получения пособия на 6, 8, 10 и 12 месяцев необходим трудовой стаж не менее четырех лет и отчисления в страховой фонд в течение 18, 24, 30 и 36 месяцев соответственно. Возраст 44, 49 или 54 года дает возможность более длительных сроков выплаты пособия (24 месяца). Размер пособия примерно равен 68% чистого заработка за последний оплачиваемый период. Пособие рассчитывается на 6-дневную неделю. Размер пособия зависит от количества дней, охваченных страхованием от безработицы, за последние 3 года. Если застраховано 360 - 539 дней, пособие выплачивается за 156 дней максимально, если 540 - 719 дней - 234 дня; если 720 дней и более - пособие выплачивается за 312 дней. Пособие по безработице не подлежит налогообложению.

В Швеции официально провозглашаемая цель социальной политики — достижение полной занятости — поставила перед государством задачи трудоустройства безработных и их материального поддержания. Чтобы получить пособие по безработице, необходимо соблюдение трех условий: быть членом общества по добровольному страхованию на случай безработицы не менее 52 недель, из них 20 недель в течение 12 месяцев, предшествующих безработице, быть зарегистрированным в местном бюро по трудоустройству; быть трудоспособным. В то же время не все безработные, даже официально зарегистрированные на бирже труда, имеют право на пособие. Оно выплачивается при условии, что потеря рабочего места была вызвана не зависящими от воли безработного обстоятельствами. В этой связи следует подчеркнуть, что в Швеции действуют законы, разработанные на основе предложений Центрального объединения профсоюзов Швеции, обеспечивающие защиту от необоснованных увольнений. В частности, предприниматель имеет право сократить численность персонала, но это сокращение должно быть обоснованным. Выплата пособия по безработице производится по истечении пяти дней после потери рабочего места. При этом максимальный срок предоставления финансовой помощи составляет 300 дней для лиц не достигших возраста в 55 лет, а также 450 дней для лиц более старшего возраста. В случае, если безработный не имеет отношения к обществу по добровольному страхованию, не являясь его членом, в случае безработицы, он имеет полное право получать пособие до 150 дней.

Кроме страховых пособий в ряде стран, безработный может получать от государства помощь по безработице. Этим видом социального обеспечения пользуются лица, не охваченные системой страхования, особенно это касается тех людей, у которых закончился срок получения пособия по безработице.

В системе социальной защиты населения важную роль играет и обязательное государственное страхование по случаю травм на производстве, а также по дороге на работу, либо по дороге с работы. В большинстве случаев этот вид страхования финансируется целиком за счет обязательных взносов с предпринимателей. За счет их обеспечивается лечение, возмещение потерянного заработка, выплата пенсий по инвалидности, выплата пособий членам семьи в случае потери кормильца.

В России в 90-е годы возникла система страхования от безработицы. Все предприятия и организации выплачивали налог (1,5% (1999 г.) к фонду заработной платы), который аккумулировался в Фонде занятости. (С 2001 года предложена новая система формирования Фонда занятости). Эти средства использовались для создания новых рабочих мест, для переквалификации безработных, для выплаты пособия по безработице. Пособие выплачивается в размере 75% среднего заработка в течение первых трех месяцев, 60% — в течение еще 4 месяцев и 45% заработка в течение следующих 5 месяцев.

Итак, из вышеизложенного можно сделать вывод, что в каждой стране сформировалась своя система страхования по безработице. Уровень безработицы в стране находится в обратной зависимости от развитости системы социальной помощи.

Так, в странах, ориентирующихся на жесткую социальную политику (США, Япония и др.) он составляет 3 - 5%. В странах с преобладанием мягкой социальной политики — значительно выше. Так, в ЕС уровень безработицы в конце 90-х годов достиг 10%. Причем растут масштабы долговременной безработицы. Поэтому все более важным направлением социальной политики государства становится поощрение предпринимательства и создание новых рабочих мест, уменьшение социальных гарантий, так как так называемое "социальное государство" обнаруживает тенденцию к саморазрушению.

Основы экономической теории. Курс лекций. Под редакцией Баскина А.С., Боткина О.И., Ишмановой М.С. Ижевск: Издательский дом "Удмуртский университет", 2000.