Искусственный дефицит

Искусственный дефицит (Artificial scarcity) — это рыночное поведение производителя, при котором он удерживает предложение своих товаров или услуг ниже существующего спроса и, таким образом, действует как ценовой фактор.

Либо производственная мощность намеренно поддерживается на низком уровне, или расходуется только фиксированное количество за период (день / месяц / год).

Общее положение

В маркетинге искусственный дефицит используется в качестве инструмента продвижения. Чтобы обеспечить исключительность продукта или бренда, намеренно производится меньшее его количество. Типичными примерами являются ограниченные продукты, особенно предметы роскоши. Также часто производятся искусственно ограниченным тиражом художественная продукция. Этот искусственный дефицит основан на психологическом принципе, согласно которому люди отдают предпочтение количественно ограниченным товарам, независимо от их качества.

Классическая теория

В классической экономической теории «искусственный дефицит» на рынке совершенной конкуренции может возникнуть лишь в краткосрочной перспективе. Если один поставщик предложит меньше, чем позволяет рыночная цена, другой закроет разрыв на рынке и предложит соответственно больше.

Монополии

Однако рынок совершенной конкуренции обычно не встречается на практике. В частности, в случае монополий единственный поставщик может искусственно сокращать предложение и, тем не менее, благодаря более высоким ценам получать более высокий доход.

Особым случаем при монополии являются патенты и авторские права, которые также создают искусственный дефицит в доступе и использовании информации.

Картели

Также искусственный дефицит способны вызвать картели и, таким образом, добиться более высоких цен. Например, кризис цен на нефть 1973 и 1979-80 годов был вызван ограничением добычи нефти через картель ОПЕК, а не снижением запасов нефти. В результате цена на нефть взорвалась и привела к мировой рецессии.

С точки зрения экономики, искусственный дефицит наносит ущерб рынку, поскольку он искусственно удерживает цены выше уровней равновесия. Поэтому современная рыночная экономика запрещает картели и стремится содействовать конкуренции.

Виды

Искусственный дефицит может быть вызван компаниями или государством. Если предложение не ограничено естественным образом, как в случае с драгоценными металлами, может возникнуть искусственный дефицит:

  • Поддержка искусственного дефицита в основном практикуется компаниями, производящими предметы роскоши, которые намеренно предлагают меньше, чем это требует спрос. Известные модные бренды (такие как Louis Vuitton, Hermes или Chanel) или производители ювелирных изделий используют принцип дефицита в качестве неотъемлемых качеств люксового бренда, отказываясь от повсеместного распространения и сбыта своей продукции в нескольких избранных ведущих магазинах. Партизанский маркетинг и всплывающие продажи также используют маркетинговый инструмент искусственного дефицита. В то время как партизанские магазины регулируют доступ к магазину в необычном месте, всплывающие магазины предлагают ограниченный по времени дефицитный ассортимент.
  • Государственные импортные квоты (такие как сахарная квота) или производственная квота (молочная квота) представляют собой искусственный дефицит предложения, предназначенный либо для защиты отечественной промышленности, либо для устранения или предотвращения провала рынка.

Государственное вмешательство

Государство создает искусственный дефицит во многих других случаях.

Для большого количества государственных благ рыночных цен не существует. Это касается общественных благ, таких как использование государственной инфраструктуры. В других областях регулирование спроса по ценам не является политически желательным (например, в сфере здравоохранения). Следовательно, цены и количества должны быть установлены административно в этих областях (административная цена). При недостаточном предложении может возникнуть либо чрезмерное использование (например, последующие пробки), либо ограниченный доступ к услугам (например, составление бюджета в сфере здравоохранения или ограничение количества мест при поступлении в университет).

Другая область, в которой государство создает искусственный дефицит, — это практика разрешений и уступок. Например, муниципалитеты во многих районах систематически показывают меньше земли под застройку, чем удовлетворяет спрос. В результате следует избегать разрастания городов. В экономическом плане это означает, что земля под застройку значительно дороже даже в плохих местах, чем сельскохозяйственные угодья, плюс затраты на разработку и искусственный дефицит.

Ряд секторов (например, индустрия такси) требуют государственных уступок. Чтобы ограничить конкуренцию, они обычно искусственно ограничены.