Кривая безразличия

Кривая безразличия (Indifference curve) показывает различные комбинации двух экономических благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя.

Кривые безразличия широко используются неоклассической школой при исследовании многих микроэкономических процессов, связанных с проблемой выбора.

Теория кривых безразличия была разработана Фрэнсисом Эджвортом, который описал ее в своей книге 1881 года «Математическая психика: очерк о применении математики к моральным наукам». Позже Вильфредо Парето изобразил их графически в своей работе 1906 года «Учебник политической экономии». Теория прямо вытекает из теории порядковой полезности Уильяма Стэнли Джевонса, которая утверждает, что люди всегда могут ранжировать свои потребительские наборы в порядке предпочтения.

При помощи кривых безразличия можно показать равновесие потребителя.

Рис. 1. Кривая безразличия

Рис. 1. Кривая безразличия

На графике на одной оси отложено число единиц товара X, на другой — число единиц товара Y. Соединив точки A, B, C, D получим кривую U_1, каждая точка которой показывает возможные комбинации единиц товара X и товара Y, дающие одинаковое удовлетворение. Кривая U_1 называется кривой безразличия, которая указывает, что потребитель безразличен к этим трем наборам продуктов, т.е. потребитель не чувствует себя ни лучше, ни хуже, отказавшись от 2 единиц товара X и получив 1 единицу товара Y при перемещении от набора A к набору B. Точно так же потребитель одинаково ранжирует A и D.

Кривые безразличия обладают следующими свойствами.

  1. Кривая, которая расположена справа и выше другой кривой, является более предпочтительной для потребителя.
  2. Всегда имеют отрицательный наклон, ибо рационально действующие потребители будут предпочитать большее количество любого набора меньшему.
  3. Имеют вогнутую форму, обусловленную уменьшающимися предельными нормами замещения.
  4. Никогда не пересекаются и обычно показывают уменьшающиеся предельные нормы замещения одного блага на другое.
  5. Наборы благ на кривых, более удаленных от начала координат, предпочтительнее наборам благ, расположенным на менее удаленных от координат кривых.

Набор кривых безразличия образуют карту кривых безразличия, которая используется для описания предпочтения человека по всем наборам товаров.

Кривая безразличия и бюджетное ограничение

В теории потребления кривые безразличия и бюджетные ограничения используются для построения кривых потребительского спроса. Для отдельно взятого потребителя это относительно простой процесс. Допустим, что потребитель выбирает между двумя благами, товаром X и товаром Y. Бюджетное ограничение на графике (красная линия) представляет собой прямую линию на карте кривых безразличия, показывающую все возможные распределения между двумя благами. Точка, в которой кривая безразличия U_2 касается бюджетной линии, как видно на графике, является точкой максимальной полезности, в которой потребитель получает максимум полезности при имеющемся бюджете.

Рис. 2. Кривая безразличия и бюджетное ограничение

Рис. 2. Кривая безразличия и бюджетное ограничение

Получить потребителю набор благ, находящихся на кривой безразличия U_3, не позволит бюджетное ограничение, а выбрав набор благ на кривой U_1, он не сможет максимизировать полезность.

Примеры кривых безразличия

Существуют различные виды кривых безразличия, основные из которых будут выглядеть следующим образом.

Рис. 3. Пример кривых безразличия на обыкновенные товары, которые частично взаимозаменяемы

Рис. 3. Пример кривых безразличия на обыкновенные товары, которые частично взаимозаменяемы

На рис. 3 представлены кривые на «обычные» товары, обладающие частичной взаимозаменяемостью, т.е. потребитель готов частично заменить один товар другим. Он предпочел бы находится на U_3, чем на U_2, и скорее на U_2, чем на U_1, но ему все равно, где он находится на заданной кривой безразличия. Наклон кривой безразличия (в абсолютном выражении), известный экономистам как предельная норма замещения, показывает скорость, с которой потребители готовы отказаться от одного товара в обмен на большее количество другого товара. Для большинства товаров предельная норма замещения непостоянна, поэтому их кривые безразличия изогнуты как на рисунке 3. Кривые выпуклы к началу координат, описывая отрицательный эффект замещения. По мере роста цены при фиксированном денежном доходе потребитель ищет менее дорогой заменитель с более низкой кривой безразличия. Эффект замещения усиливается за счет эффекта дохода от более низкого реального дохода. Отрицательный наклон кривой безразличия отражает готовность потребителя идти на компромиссы.

На рис. 4 представлены кривые, характерные для взаимозаменяемых благ.

Рис. 4. Пример кривых для товаров-субститутов

Рис. 4. Пример кривых для товаров-субститутов

Если два товара являются совершенно взаимозаменяемыми, то кривые безразличия будут иметь постоянный наклон, поскольку потребитель будет готов переключаться между ними при фиксированном соотношении. Предельная норма замещения между совершенными заменителями также постоянна.

На рис. 5 представлены кривые, характерные для взаимодополняющих (комплементарных) благ.

Рис. 5. Пример кривых для комплементарных товаров

Рис. 5. Пример кривых для комплементарных товаров

Если два товара идеально дополняют друг друга, то кривые безразличия будутиметь L-образную форму. Примерами таких благ могут быть, например, левая и правая пара ботинок, когда потребителю незачем иметь несколько правых ботинок, если у него есть только один левый. Дополнительные правые ботинки в данном случае имеют нулевую предельную полезность, в том случае если нет нужного количества левых ботинок. Предельная норма замещения либо равна нулю, либо бесконечна.

Основные выводы

  • Кривая безразличия показывает разные комбинации благ с одинаковой полезностью;
  • Широко используются неоклассической школой;
  • Была разработана Фрэнсисом Эджвортом;
  • При помощи кривых безразличия можно показать равновесие потребителя;
  • Набор кривых безразличия образуют карту кривых безразличия;
  • Используется для построения кривых потребительского спроса;
  • Для разных товаров кривые имеют разную форму.