Гравитационная модель внешней торговли



Гравитационная модель внешней торговли — это экономическая модель, которая описывает двусторонние торговые потоки между двумя странами на основе ньютоновского закона гравитации в физике. Впервые он был применен в 1962 году Яном Тинбергеном в экономике. Традиционная экономическая гравитационная модель основана на предположении, что торговля между двумя странами зависит от размера рынка и расстояния между странами-партнерами.

История

Гравитационная модель экономики происходит от классической теории тяготения Ньютона. Закон гравитации — это закон классической физики, согласно которому каждая точка массы действует на каждую другую точку массы с притягивающей силой гравитации. Впервые он был сформулирован в 1687 году в книге Исаака Ньютона (1643-1727) «Philosophiae Naturalis Principia Mathematica». Это говорит о том, что гравитационное притяжение F между двумя телами прямо пропорционально произведению масс m_1 и m_2 двух тел и косвенно пропорционально квадрату их расстояния r:

F=G\frac{m_1m_2}{r^2}

где G — гравитационная постоянная.

Гравитационная модель уже была перенесена в разные области в 1940-х годах. Например, миграционное исследование показало, что чем дальше друг от друга находятся два места, тем меньше представителей населения объединяются. В 1960-е годы физическая концепция гравитации была перенесена в экономику. Специальное использование для объяснения международных торговых потоков было впервые сформулировано Яном Тинбергеном (1962) и Пентти Пёйхёненом (1963), перенесено в проблемы теории внешней торговли и привело к дальнейшему вкладу Джеймса Э. Андерсона (1979), Бергстранда (1985) и Алана В. Дирдорф (1998) в следующей Гравитационной модели мировой торговли.

Только в 1995 году гравитационная модель была применена в русле теории торговли.

Модель экономической гравитации

Гравитационная модель мировой торговли по существу основана на допущении, что при прочих равных условиях во внешнеторговой деятельности страны:

  • (A) ведет себя положительно пропорционально своему валовому внутреннему продукту (ВВП),
  • (B) увеличение географического расстояния оказывает негативное влияние.

Предположение (А) основано на допущении, что с увеличением валового внутреннего продукта намного больше товаров экспортируется и импортируется. В результате, чем выше внутренний доход, тем более абсолютно он может быть импортирован и чем больше он произведен внутри страны, тем более абсолютно он может быть экспортирован. ВВП двух стран, таким образом, представляет силу спроса и предложения этих стран. Обоснование (B) заключается в увеличении транзакционных издержек торговой деятельности, которые увеличивают их географическое расстояние и оказывают на них негативное влияние. Таким образом, переменная расстояния может быть интерпретирована как мера затрат на преодоление издержек внешней торговли. Основные положения модели могут быть обобщены в следующей формуле:

Ex_{ij}=A\frac{ВВП_iВВП_j}{D_{ij}}.

В этом случае Ex_{ij} обозначает внешнеторговый оборот между двумя странами как сумму товаров и услуг, экспортируемых из i в j и импортируемых i из j. ВВП_i и ВВП_j описывают соответствующий валовой внутренний продукт i и j, а D_{ij} представляет географическое расстояние между двумя странами. A представляет собой константу.

Факторы, влияющие на торговую политику

Затормаживающие факторы:

  • детерминанты торговой политики, такие как тарифы, квоты, субсидии;
  • странность между странами или регионами;
  • культурные различия между странами;
  • исторические детерминанты, например, война;
  • политическая ситуация.

Поддерживающие факторы:

  • двусторонние и многосторонние торговые соглашения;
  • наличие торговых организаций, например ЕАСТ, НАФТА, ВТО;
  • сходство между странами или регионами, например, один и тот же родной язык торговых партнеров;
  • политический порядок (чем либеральнее страны, тем интенсивнее ведется торговля).

Различные внешние факторы, влияющие на практическое применение гравитационной модели, показывают, что модель должна рассматриваться не как данность, а после критического изучения отдельных факторов для получения полезных эмпирических результатов.

Расчет

В уравнении, показанном ниже, Ex_{ij} обозначает экспорт из страны i в страну j, ВВП_i, ВВП_j валовой внутренний продукт рассматриваемой экономики, а D_{ij} - фактор расстояния. Параметры \alpha, \beta и \gamma являются константами, которые подлежат эмпирическим оценкам. Они взвешивают переменные в соответствии с их влиянием. Чем больше параметры, тем больше влияние переменных. Значения между 0,7 и 1,1 часто находятся для параметров \alpha и \beta. Значение 1 означает, что торговля пропорциональна размеру ВВП страны. \gamma учитывает фактор расстояния. Это сильно варьируется в различных эмпирических исследованиях. Согласно всестороннему мета-исследованию, среднее значение составляет 0.9.

Ex_{ij}=A\frac{ВВП_i^\alpha ВВП_j^\beta}{D_{ij}^\gamma}

Для оценки параметров обычно используется метод наименьших квадратов. Предполагается, что существует линейная зависимость между переменными и параметрами. Чтобы установить линейную зависимость, формула прнимает вид логарифмической:

\ln\;Ex_{ij}=\ln\;A+\alpha\cdot\ln\;GDP_i+\beta\cdot\ln\;GDP_j-\gamma\cdot\ln\;D_{ij}

Чтобы повысить ее действенность, формула может быть расширена за счет дополнительных влияющих факторов, таких как членство в зоне свободной торговли, наличие общих границ и общего языка. Экометрическая оценка гравитационного уравнения вводит следующие параметры:

\ln\;Ex_{ij}=\ln\;A+0,54\cdot\ln\;GDP_i+0,81\cdot\ln\;GDP_j-0,89\cdot\ln\;D_{ij}+0,26\cdot Лимит+0,61\cdot Язык+1,06\cdot Зона\;свободной\;торговли

Общая граница, язык и зона свободной торговли являются так называемыми фиктивными переменными, что означает, что если они присутствуют, они принимают значение 1. При отсутствие они равны 0.

Примеры применения модели

В экономике гравитационная модель в настоящее время используется, в частности, как инструмент для анализа международных торговых потоков, а также как аналитический инструмент для измерения межрегиональных и международных потоков, например, в области статистики туризма и иммиграции. Кроме того, можно оценить торговый потенциал и измерить эффекты интеграции. Примерами текущей политики для использования этого подхода являются оценки потенциала прямых иностранных инвестиций и возникающих проблем, которые расширение ЕС может вызвать в процессе интеграции. Данные, необходимые для гравитационного анализа, легко доступны, например, через Бундесбанк или Евростат. Данные по часто используемым переменным предоставляются, в частности, с помощью индикаторов мирового развития. В различных экономических энциклопедиях под термином региональный анализ обнаруживается связь с гравитационной моделью.



Поделиться

Добавить в закладки
Добавить комментарии
Поиск по сайту
Навигация
Новые публикации
Статистика
    Top.Mail.Ru
Другие понятия
Наши партнеры