Франчайзи

Франчайзи (Franchisee) — это собственник, который использует на специальных условиях чужую торговую марку, бренд, авторское право для ведения своего собственного дела.

В основном, таким собственником является небольшое предприятие, которое находится в единоличной собственности либо в собственности товарищества.

Перспективы франчайзи: использование чужой торговой марки несет в себе как преимущества так и недостатки.

Основные преимущества:

  1. Активная помощь в управлении фирмой. Основной причиной всех банкротств малых предприятий является плохое управление ими, поэтому для франчайзи важно, что, во-первых, они используют уже многократно проверенную предпринимательскую идею. Во-вторых, франчайзи получают дополнительную подготовку, как например в Макдональдс и, в-третьих, франчайзер часто предоставляет довольно детальные руководства и последующую повседневную поддержку в деятельности фирмы.
  2. Готовый маркетинг. Франчайзер предлагает фирме не только советы по осуществлению деятельности, но и детальное исследование рынка, а также вновь разработанную им продукцию.
  3. Финансовая помощь. Во многих случаях франчайзеры финансируют начальные издержки своих франчайзи, предоставляя краткосрочные кредиты.

Основные недостатки:

  1. Необходимость делиться имеющейся прибылью. Все платежи франчайзеру имеют форму процента от продаж или включаются в цену поставляемых от франчайзера товаров.
  2. Снижение независимости. Обычно франчайзер настаивает на строгом соблюдении стандартов и отрицательно относится к снижению издержек за счет упрощения операций.

Конфликты с франчайзером.

Конфликты возникают, в основном, в связи с невозобновлением договоров.

Экономикс: Англо-русский словарь-справочник. - Э.Дж.Долан, Б.И.Домненко. - М.: Лазурь, 1994.