Тема 4. Закон спроса

4.1. Что такое рынок? Типы рынков. Инфраструктура рынка

Рынок в обыденной жизни чаще всего ассоциируется с продуктовым рынком (базаром) или рынком, где можно купить одежду, мебель, дискеты, хозяйственную мелочевку. Это самая старая форма рынка — традиционное место, где покупатели и продавцы совершают сделки. В большинстве российских городов все еще существуют рыночные площади и рыночные помещения, где происходит купля-продажа, как это делалось в течение многих столетий.

В научной жизни рынок как макроэкономическая категория — это отношения между покупателями (предъявителями спроса) и продавцами (поставщиками) по поводу обмена всей массы произведенных товаров и услуг.

Рынки бывают разных типов. Их различают по критериям, или особым признакам.

По собственности — рынок: 1) частного и 2) государственного секторов.

По сферам деятельности

  1. рынок ресурсов: а) земли и природных богатств; б) капитала (оборудования, сырья и материалов, информации, энергии, транспорта, науки, патентов и лицензий, рекламы); в) труда;
  2. рынок потребительских товаров и услуг: а) товаров кратковременного пользования (хлеб, молоко, сигареты и т. д.); б) товаров долговременного пользования (автомобили, мебель, жилые дома и т. д.); в) предметов роскоши (яхты, алмазы и т. д.); г) социальной инфраструктуры, или потребительских услуг (образование, здравоохранение, бытовые услуги и т. д.);
  3. денежный рынок, рынок ценных бумаг, кредитный рынок, валютный рынок.

По территориальному признаку

  1. национальный рынок — рынок одной страны (российский, китайский и т. д.);
  2. региональный — рынок стран, объединенных территориально (европейский, азиатский и т. д.);
  3. международный рынок — это рынок всех стран, вместе взятых.

Известны и другие критерии деления рынков. И мы даем вам право продолжить предложенный выше анализ.

Рыночная экономика нуждается в инфраструктуре рынка, т. е. общих условиях, обеспечивающих эффективное функционирование рыночных отношений. К ней относятся: товарные, товарно-сырьевые, фондовые биржи, биржи труда, предприятия оптовой и розничной торговли, ярмарки, аукционы, посреднические фирмы, банки, инвестиционные и страховые компании, а также информационные центры, юридические конторы, рекламные агентства, аудиторские и консалтинговые фирмы, система «Интернет». В настоящее время покупатели и продавцы не обязательно должны встречаться лицом к лицу. Во многих случаях их разделяют тысячи миль. Современные средства связи дают им возможность точно знать, что происходит с ценами на продукты или иностранную валюту в различных частях земного шара. Лондонские дилеры могут столь же эффективно совершать сделки со своими коллегами в Нью-Йорке, как если бы они находились в одной комнате. Кто же «правит балом» в рыночной экономике? Чтобы ответить на этот вопрос, переходим к рассмотрению закона спроса и предложения — самой важной темы курса «Экономическая теория».

4.2. Понятие спроса. Закон спроса. Кривая спроса

Спрос означает желание потребителей приобрести определенные товары и услуги за определенную цену.

Потребители будут покупать товары и услуги за определенную цену только в том случае, если они в них нуждаются.

Величина спроса — количество продукта, которое потребители готовы купить по определенной цене в течение определенного периода времени.

Например, можно сказать, что спрос на товар X по цене Y составляет 1000 ед. данного продукта в неделю.

Закон спроса гласит: при прочих равных условиях величина спроса будет больше при низких ценах и меньше при высоких.

«При прочих равных условиях» — это очень важная часть формулировки. Мы можем с некоторой уверенностью утверждать, что спрос на товар будет больше, когда его цена упадет, если (и только если) мы допустим, что другие факторы не изменятся.

Между ценой и величиной спроса существует отрицательная, или обратная, связь.

Обратную связь между ценой продукта и величиной спроса можно изобразить в виде графика, показывающего величину спроса на горизонтальной (Q), а цену на вертикальной оси (P) (рис. 4.1). Нисходящее направление кривой спроса означает: люди покупают большее количество продукта при низкой цене, чем при высокой.

Рис. 4.1. Кривая индивидуального спроса

Рис. 4.1. Кривая индивидуального спроса

Кривая спроса D показывает, какое количество продукции потребители готовы приобретать по каждой цене. Кривая идет вниз, потому что потребитель обычно предпочитает приобретать больше, если цена ниже. Например, более низкая цена позволит покупателям, приобретающим товар, покупать еще большее количество и даст возможность потребителям, которые ранее не могли позволить себе покупку, начать приобретать этот товар.

4.3. От чего зависит изменение спроса?

Коренное свойство закона спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. И напротив, при прочих равных условиях повышение цены ведет к соответствующему уменьшению величины спроса.

Цена служит самой важной детерминантой, или главным фактором изменения спроса, т. е. количества любого покупаемого продукта.

Однако существуют и другие факторы, которые влияют на покупки. Их называют неценовыми факторами изменения спроса, или неценовыми детерминантами. К ним относятся:

  1. потребительские вкусы;
  2. число покупателей;
  3. доходы потребителей;
  4. цены на сопряженные товары
  5. ожидания потребителей относительно будущих цен и доходов.

Рассмотрим влияние на спрос каждой вышеназванной неценовой детерминанты.

  1. Потребительские вкусы. Появление нового продукта нередко приводит к изменению спроса на другие товары. Например, появление компакт-дисков привело к сокращению спроса на пластинки.
  2. Число покупателей. Увеличение на рынке числа покупателей вызывает повышение спроса, а их уменьшение — сокращение спроса.
  3. Доходы потребителей. При росте доходов потребители, как правило, покупают больше товаров (бифштексов, стереоустановок, виски). И наоборот, при снижении доходов спрос на такие товары падает. Товары, спрос на которые изменяется в прямой связи с изменением денежного дохода, называются нормальными товарами.
  4. Сопряженные товары. Когда два продукта взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Именно так обстоит дело с сахаром и его заменителем, чаем и кофе и т. д. Когда два товара являются взаимодополняющими, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь. Например, спрос на бензин и моторное масло сопряжен — это дополняющие друг друга товары. То же относится к видеомагнитофонам и кассетам, фотоаппаратам и фотопленке и т. д. Многие пары товаров вовсе не являются взаимосвязанными. Это независимые, самостоятельные товары. Можно считать, что для таких пар товаров, например, бананов и наручных часов, изменение цены очень мало повлияет или вовсе не повлияет на цену другого товара.
  5. Ожидания потребителей относительно будущих цен и доходов. Потребительские ожидания относительно таких факторов, как будущие цены на товары, наличие товаров и будущий доход, способны изменить спрос. Ожидания потребителей относительно возможности повышения цен в будущем могут побудить их покупать теперь же, чтобы «упредить» угрожающее повышение цен; и наоборот, ожидание падения цен и снижения доходов ведет к сокращению текущего спроса на товары.

Изменение величины спроса под влиянием неценовых факторов спроса означает, что кривая спроса изменяет свое положение либо вправо (увеличение спроса) — кривая {D_2}, либо влево (сокращение спроса) — кривая {D_1} (см. рис. 4.2).

Рис. 4.2. Кривые спроса

Рис. 4.2. Кривые спроса

В противоположность этому изменение величины спроса под влиянием цены означает передвижение на кривой спроса с одной точки на другую точку, т. е. переход от одной комбинации «цена — количество продукта» к другой их комбинации: с точки а к точке б (см. рис. 4.2).

4.4. Эластичность спроса и ее значение для потребителей

Экономисты измеряют реакцию (чуткость) потребителей на изменение цены продукта, используя концепцию ценовой эластичности спроса.

Эластичность спроса — это ответная реакция величины спроса на изменение цены.

Эластичность спроса (Ed) измеряется как отношение процентного изменения величины спроса к процентному изменению цены:

Ed = \frac{Процентное\;изменение\;величины\;спроса}{Процентное\;изменение\;цены}.

Спрос называется эластичным, когда незначительное изменение цены оказывает существенгюе влияние на величину спроса (рис. 4.3а).

Например, если снижение цены на 2% ведет к росту спроса на 4%, то спрос является эластичным. При эластичном спросе коэффициент эластичности всегда будет больше единицы, т. е. Ed > 1. В данном случае он равен 2.

Спрос является неэластичным, когда процент изменения его величины меньше, чем процент изменения цены (рис. 4.3б). Если снижение цены на 3% дает рост количества спрашиваемой продукции всего на 1%, то спрос неэластичен. При неэластичном спросе коэффициент эластичности всегда будет меньше единицы, т. е. Ed <; 1. В данном случае он составит 1/3.

Спрос может обладать единичной эластичностью, когда процентное применение цены и последующее процентное изменение количества оказываются равными по величине (рис. 4.3в). Например, когда падение цены на 1% вызывает рост продаж также на 1%. Такую эластичность называют единичной, т. е. коэффициент единичной эластичности равен 1.

Рис. 4.3. Графики спроса в зависимости от его эластичности

Рис. 4.3. Графики спроса в зависимости от его эластичности

Спрос может быть совершенно неэластичным, когда изменение цены не приводит ни к какому изменению количества продаваемой продукции (рис. 4.3г). Например, спрос больных диабетом на инсулин или наркоманов на героин. При совершенно неэластичном спросе коэффициент эластичности равен нулю, т. е. Ed = 0.

Спрос может быть совершенно эластичным, когда самое малое снижение цены побуждает покупателей увеличивать покупки от нуля до предела своих возможностей (рис. 4.3д). При совершенно эластичном спросе коэффициент эластичности равен бесконечности, т. е. Ed = \infty.

Из рис 4.3г и 4.3д видно, что кривая совершенно неэластичного спроса представляет собой вертикальную линию, а кривая совершенно эластичного спроса — горизонтальную линию. Экономисты утверждают, что рассмотренные ситуации эластичности спроса типичны для чисто конкурентного рынка.

Теперь рассмотрим влияние эластичности или неэластичности спроса на изменение дохода потребителей.

Если спрос эластичен, то:

  • повышение цены приведет к уменьшению общего дохода потребителей;
  • снижение цены приведет к увеличению общего дохода.

При эластичном спросе для потребителей выгодна вторая ситуация — снижение цены. Вывод: если спрос эластичен, изменение цены вызывает изменение дохода в противоположном направлении.

Если спрос неэластичен, то:

  • повышение цены приведет к увеличению общего дохода;
  • снижение цены приведет к уменьшению общего дохода.

При неэластичном спросе для потребителей выгодна первая ситуация — повышение цены. Вывод: если спрос неэластичен, изменение цены вызывает изменение дохода в том же направлении.

Спрос на товары или услуги будет эластичным, если у них есть несколько близких заменителей в том же диапазоне цен.

Спрос на товары, которые люди считают жизненно необходимыми, обычно неэластичен.

При единичной эластичности увеличение или уменьшение цены оставит доход без изменений.

Носова, Светлана Сергеевна. Экономическая теория : учебник / С.С. Носова. — 4-е изд., стер. — Москва: КНОРУС, 2017.