Тема 33. Государственные финансы

33.1. Что такое государственные финансы?

Государственные финансы (public finance) — область экономической науки, которая изучает государственные расходы и доходы, бюджетный дефицит и государственный долг.

В рыночной экономике государство в лице правительства несет непосредственную ответственность за справедливое распределение благ и социальную гарантию в обществе, а также за проведение эффективной макроэкономической политики. А это означает достижение таких целей, как экономический рост, полная занятость и т. д. Неудивительно, что государство занимается вопросами распределения дохода и богатства между членами общества. И хотя влияние перераспределения дохода на благосостояние граждан достоверно измерить трудно, однако можно утверждать, что наличие государственных доходов и расходов объективно обусловлено самой природой рыночной экономики и существенно влияет на перераспределение ВНП.

Выборочное обследование домашних хозяйств показывает, что прямые (например, пенсии) и непрямые государственные расходы (образование, бесплатное медицинское обслуживание, субсидированное жилье и транспорт) позволяют существенно увеличить личный доход большинства населения. Через механизм налогообложения и государственных расходов на социальное обеспечение все большая доля национального дохода перераспределяется от относительно богатых к относительно бедным. Налог (tax) — обязательный платеж, сбор, взимаемый государством или местными органами власти с граждан (физических лиц) или фирм (юридических лиц) на основе специального законодательства. Высокие налоги снижают личный доход богатых семей. Таким образом, хотя неравенство в распределении доходов и сохраняется, государственное вмешательство позволяет сократить это неравенство. Учитывая, что решения о перераспределении доходов поневоле субъективны, тем не менее экономист может оценить вероятные последствия той или иной политики правительства как в ближайшей, так и в долгосрочной перспективе, выявив тем самым возможные последствия каждой из предлагаемых стратегий.

33.2. Доходы государства. Налоги и их структура: прямые и косвенные налоги. Кривая Лаффера

Доходы государства — та часть национального дохода, или ЧНП, которая сосредоточивается в руках государства за счет налогов и неналоговых поступлений.

1. Налоги на 75% и более формируют доход государственного бюджета.

2. Неналоговые поступления (доходы от государственных предприятий, проценты по выданным кредитам, рентные платежи, займы, лотереи и т. д.) формируют оставшуюся часть бюджета. Заметим: в России с 1992 г. часть доходов бюджета составляют поступления от приватизации — продажи активов, находившихся в собственности государства.

Дадим более полную характеристику налогов.

Налоги государство взимает как на уровне федерального правительства, так и местных органов власти (округа, муниципалитета, района и т. д.).

В зависимости от методов их сбора налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямые налоги — это налоги, которые плательщик непосредственно (прямо) выплачивает из своего дохода налоговой службе или местным органам власти.

Прямые налоги: их структура

1. Личный подоходный налог (income tax) — налог, взимаемый с личных доходов домохозяйств и предприятий, не входящих в корпорации. Он является основным элементом налоговой системы в рыночной экономике. Чтобы глубже понять личный подоходный налог, необходимо выяснить различие между предельной и средней налоговыми ставками.

Предельная налоговая ставка — прирост выплачиваемых налогов, поделенный на прирост дохода, выраженный в %.

Средняя налоговая ставка — общий налог, поделенный на величину налогооблагаемого дохода. Экономисты доказали, что растущие предельные налоговые ставки сдерживают средние налоговые ставки.

2. Налог на заработную плату (payroll tax) — налог, взимаемый как с работодателей, так и с лиц наемного труда. Он представляет собой страховой взнос, выплачиваемый в рамках планов обязательного страхования, например, страхования старости, государственной программы бесплатной медицинской помощи, предусмотренных существующим законодательством о социальном обеспечении. Ставка налога определяется правительством. Так, в России установлен размер подоходного налога в 13%. Надо отметить, что по сравнению с другими развитыми странами — это самая низкая ставка налогов. Например, в Великобритании налогообложение производится по базисной ставке в 25%.

3. Налог на прибыль корпораций (corporation tax) — налог на чистый доход (прибыль) корпораций. Вся величина прибыли (независимо от того, пошла ли она на выплату дивидендов) облагается по одной и той же ставке. Так, в Великобритании она составляет 33%. С акционеров взимается авансом 20% этих сборов при выплате им дивидендов, причем этот платеж засчитывается в общей сумме 33%-го налога на прибыль корпораций (который всегда выплачивается с запаздыванием). У акционеров этот налог оформляется как «налоговый кредит» и возвращается им в том случае, если их доходы слишком малы и не подлежат обложению более высоким подоходным налогом.

4. Налог на наследство (inheritance tax) и прочие налоги. Налогом на наследство облагаются как прижизненные дары, так и наследства по завещанию. К прочим налогам относятся гербовые сборы по финансовым контрактам, лицензии и разрешения.

5. Поимущественный налог, или налог па собственность (property tax) — налог на стоимость собственности (капитала, земли, акций, облигаций и других активов), которой владеют фирмы и домохозяйства. Поимущественный налог, налог на наследство, а также сборы за разнообразные лицензии и разрешения — это налоги, которые взимают местные органы власти.

Величина прямых налоговых сборов, как правило, устанавливается отдельно для каждого плательщика.

Прямые налоги дают большую часть налоговых поступлений. Основной недостаток прямых налогов заключается в том, что они способны парализовать стимулы и инициативу экономических агентов, если ставки налогообложения будут слишком велики. Это становится особенно важным, когда речь идет о повышении прямых налогов. Высокие ставки подоходного налога могут побудить налогоплательщика искать разные способы уклонения от их уплаты. Например: 1) получить «доход» в форме сокращения рабочего времени и роста свободного времени; 2) в форме отказа от переподготовки или стремления продвинуться по службе. В то же время, если человеку предстоит осуществлять фиксированные платежи (выкуп взятого во временную аренду имущества, платежи по закладным, страховые премии), то при повышении налогов он, вероятно, станет работать больше, чтобы расплатиться по своим обязательствам.

Высокие прямые налоги негативно сказываются на уровне предприимчивости и экономической эффективности. Сглаживая разницу в оплате труда квалифицированных и неквалифицированных рабочих, государство рискует сократить стимулы к повышению квалификации. Со своей стороны, и предприниматели лишь тогда пойдут на риск открытия своего дела, когда почувствуют, что вознаграждение после уплаты налогов будет достаточным.

И, наконец, высокие налоги на прибыль приводят к тому, что неэффективное предприятие снимает с себя часть ответственности за свои недостатки. Ведь чем меньше доходы,тем ниже налоги, а общественные издержки неэффективной работы предприятий приходится покрывать правительству. Однако наряду с прямыми взимаются и косвенные налоги.

Косвенные налоги — это налоги с продаж, акцизные сборы, налог на имущество.

Если большую часть доходов федерального бюджета составляют прямые налоги, то косвенные налоги составляют значительную часть доходов местных органов власти.

Косвенные налоги включаются в розничную цену и, соответственно, увеличивая ее, перекладываются на «плечи» потребителя.

Косвенные налоги: их структура

1. Налоги с продаж и акцизные налоги. Различие между ними заключается в сфере действия налога. Налоги с продаж распространяются на широкий диапазон продукции, в то время как акцизные налоги охватывают небольшой, избранный перечень товаров, произведенных внутри страны (например, спиртные напитки, табак, услуги игорных домов).

2. Таможенные сборы, взимаемые с импортных (ввозимых) товаров.

3. Налог на добавленную стоимость: налогооблагаемая величина устанавливается как разница между ценами товаров, продаваемых и купленных предприятием.

Налог на добавленную стоимость — НДС (VAT — Value Added Tax) вводится на большинство товаров и услуг на каждой стадии их производства по постоянной ставке. Предположим, стол стоит 100 руб., а ставка НДС составляет 17,5%, тогда цена, за которую потребитель купит стол, поднимется до 117,5 руб., из которых 17,5 руб. составит НДС.

НДС платится на всех стадиях производства, так что для лесника он составит 5,25 руб., для владельца лесопилки — 3,5, для мебельщика — 5,25, для розничного продавца — 3,5 руб. На практике каждый производитель переводит на счет налоговой службы 17,5% от всех выставленных им счетов за проданные им товары, за вычетом всех НДС, заплаченных его поставщиками, подрядчиками и др. в соответствии с их счетами. Поэтому розничный продавец непосредственно заплатит в качестве НДС лишь 3,5 руб., что как раз и составляет 17,5 руб., за вычетом 14 руб., которые были включены в цену его поставщиков и которые они уже сами выплатили в бюджет.

В развитых странах такие блага, как продукты питания, дома, книги, газеты, поездки на общественном транспорте, лекарства, прописанные врачами, и некоторые другие, не подлежат обложению НДС. Другие блага (например, жилье и медицинские услуги) «освобождаются» (exempt) от обложения налогом. Так, домовладелец, получающий рентную плату за сдачу внаем своего дома, не платит этот налог с рентного дохода, но не вправе требовать возврата величины НДС в счете от строительной фирмы, которая ремонтировала его дом.

Основное достоинство НДС — широкая налоговая база: поступления от этого налога почти пропорциональны потребительским расходам. Кроме того, его действие распространяется на большинство потребительских благ и гораздо меньше изменяет оптимальный потребительский выбор, чем выборочные косвенные налоги.

Основной недостаток НДС — обложение всех расходов носит регрессивный характер, так как НДС забирает в бюджет тем большую долю доходов индивида, чем ниже сами эти доходы. Налоговое бремя ложится прежде всего на наименее обеспеченных членов общества, что говорит не в пользу косвенного обложения. Для компенсации этого эффекта потребление ряда благ первой необходимости не подлежит обложению НДС.

Косвенные налоги обеспечивают устойчивые и оперативные поступления в бюджет; к тому же их можно быстро менять в соответствии с требованиями государственной политики. Вместе с тем регрессивный характер косвенных налогов частично нейтрализует эффект перераспределения доходов при помощи прямых налогов.

В зависимости от того, какая доля личного дохода подлежит отчислению в пользу государства, различают следующие виды налогов (рис. 33.1):

  1. Регрессивный налог — налог, средняя ставка которого понижается по мере роста дохода. Налоги с продаж, акцизные налоги, налоги на заработную плату и поимущественный налог имеют регрессивную тенденцию.
  2. Пропорциональный налог — налог, средняя ставка которого остается неизменной при увеличении или сокращении дохода налогоплательщика. Он забирает у каждого индивида одну и ту же долю дохода.
  3. Прогрессивный налог — налог, средняя ставка которого повышается по мере роста дохода. Он построен по принципу: чем выше доход, тем выше ставка налога, и, соответственно, чем ниже доход, тем ниже налоговая ставка. Личный подоходный налог и налог на прибыль корпораций являются прогрессивными.
Рис. 33.1 Различие между регрессивным, пропорциональным и прогрессивным налогами

Рис. 33.1 Различие между регрессивным, пропорциональным и прогрессивным налогами

В большинстве развитых стран взимается прогрессивный подоходный налог. Если налоговая система носит прогрессивный характер, т. е. размер налоговой ставки изменяется с учетом роста доходов конкретного индивида, то это позволяет гарантировать, что самое тяжелое бремя будут нести самые богатые плательщики. Прогрессивный характер прямых налогов усиливает их роль как встроенных стабилизаторов экономической системы, что позволяет понижать совокупный спрос в периоды слишком сильных бумов. В этом их достоинство.

Практику прогрессивного обложения богатых людей обычно оправдывают тем, что закон убывающей полезности применим и к дополнительному доходу: изъятие дополнительного дохода у хорошо оплачиваемого налогоплательщика нанесет ему меньший ущерб, чем небогатому человеку.

Какие налоговые ставки предпочтительнее — высокие или низкие? Американский экономист А. Лаффер доказал, что низкие ставки налогов обеспечивают максимальный уровень налоговых поступлений. Отсюда ответ на вопрос: предпочтительнее низкие ставки налогов (см. рис. 33.2).

Рис. 33.2. Кривая Лаффера

Рис. 33.2. Кривая Лаффера

Из рис. 33.2 видно, что по мере роста налоговой ставки от 0 до 100% налоговые поступления достигнут своего максимума в точке M. На наш взгляд, рассуждение Лаффера представляет интерес и может явиться основой налоговой политики в России.

Таким образом, с помощью налогов государство получает в свое распоряжение средства, необходимые для выполнения экономических и социальных функций или прямого и косвенного регулирования — только через правительственные расходы и налогообложение. Через механизм правительственных расходов и трансфертных платежей государство может регулировать уровень экономической и социальной активности:

  1. увеличение правительственных расходов при сохранении неизменных налогов и трансфертных платежей должно привести к увеличению совокупных расходов, объема производства и занятости;
  2. при данном уровне правительственных расходов сокращение налогов или увеличение трансфертных платежей должно увеличить доходы и тем самым стимулировать рост личных расходов. Напротив, при возникновении инфляции требуется противоположная политика правительства: необходимо сократить правительственные расходы, увеличить налоги и уменьшить трансфертные платежи.

Разница между государственными расходами и доходами покрывается за счет государственных займов.

33.3. Распределение налогового бремени

Существует два взгляда на проблему распределения налогового бремени в экономике.

Принцип налогообложения полученных благ. Этот принцип утверждает, что домохозяйства и предприниматели должны приобретать товары и услуги, предоставляемые государством, таким же образом, как и другие товары и услуги. Те, кто получает большую выгоду от предлагаемых правительством товаров и услуг, должны платить налоги, необходимые для их производства. Известно, что значительная часть общественных благ финансируется главным образом на основе принципа налогообложения полученных благ. Например, налоги на бензин обычно предназначаются для финансирования строительства и ремонта автодорог. Следовательно, те, кто получает выгоду от хороших дорог, тот и должен оплачивать затраты на эти дороги. По-русски это означает: «Любишь кататься, люби и саночки возить».

Концепция платежеспособности. Этот принцип налогообложения резко контрастирует с принципом налогообложения полученных благ. Принцип платежеспособности базируется на идее, что тяжесть налогов должна быть поставлена в зависимость от конкретного дохода и уровня благосостояния. Принцип платежеспособности гласит: отдельные лица и предприниматели с более высокими доходами должны выплачивать более высокие налоги — как в абсолютном, так и в относительном выражении, чем те, кто имеет более скромные доходы.

Как утверждают американские экономисты, налоговая структура экономики США в большей степени соответствует концепции платежеспособности, чем принципу налогообложения полученных благ.

33.4. Государственные расходы и их структура

Государственные расходы — расходы, производимые государством с целью создания нормальных условий для повседневного проживания населения и частной предпринимательской деятельности.

Государство сталкивается с такими социально-экономическими проблемами, решать которые приходится «всем миром». Существенное отличие государственных расходов от частных состоит в том, что правительственные решения в конечном счете носят политический характер. Количество товаров и услуг в экономике в целом ограниченно. Поэтому правительство вынуждено соизмерять возможности и желания, всякий раз спрашивая себя: сколько можно выделить Министерству культуры, сколько — на развитие общего и профессионального образования, здравоохранения, хватит ли средств на поддержку местных органов власти, можно ли сокращать взносы предприятий на социальное обеспечение?

В наши дни государственные расходы в развитых странах составляют более 30% ВНП, хотя в начале XX в. этот показатель был менее 10%. Направления государственных расходов также изменились. Раньше они направлялись на поддержание правопорядка и законности, а сейчас — на решение социально-экономических проблем. Об этом мы сейчас и поговорим.

Государственные расходы по назначению можно разделить на бюджетные группы: федеральные, республиканские и местных органов власти.

Основные статьи федеральных расходов — это:

  1. национальная оборона, или поддержание боеготовности страны, и внутренняя безопасность;
  2. социальные выплаты (защита доходов), или расходы на множество программ по поддержанию уровня доходов, которые предусматривают помощь престарелым, нетрудоспособным, безработным, инвалидам, нуждающимся в медицинской помощи, семьям без кормильца и т. д.;
  3. экономическая помощь республикам и местным органам власти, или так называемая политика фискального федерализма;
  4. выплата процента по государственному долгу, а также расходы на содержание дипломатических служб, гранты местным властям.

В последние годы в развитых странах крупнейшая из этих статей — статья расходов по выплате процента по государственному долгу в связи с ростом размера самого государственного долга и величины процентной ставки.

Основные статьи — республиканских расходов и местных органов власти — это расходы на образование, социальное обеспечение, здравоохранение и больницы, автомагистрали, а также расходы на обычные функции государства: поддержание порядка и внутренняя безопасность.

Государству приходится платить не только за блага разового пользования, но и за долгосрочные блага. Разовые блага связаны с регулярными платежами и поэтому их закупку надо оплачивать из регулярных же поступлений. Капитальные же расходы — расходы на строительство дорог, кредитование государственных предприятий и содержание университетских зданий — справедливее финансировать за счет государственных займов, хотя выплата долга частично ляжет и на будущие поколения их пользователей.

Вопрос: как же правительство может осуществлять расходы? Ответ один: с помощью собственных доходов.

33.5. Государственные займы как способ покрытия разницы между государственными расходами и доходами

Государственные займы — разновидность кредитных отношений, в которых государство выступает заемщиком или кредитором.

По срокам погашения государственные займы подразделяются на:

  1. краткосрочные займы (со сроком погашения до одного года) — поступления от продажи казначейских векселей;
  2. среднесрочные (со сроком погашения от года до пяти лет);
  3. долгосрочные займы оформляются как продажа государственных ценных бумаг (на срок от пяти лет).

По видам доходности государственные займы подразделяются на:

  1. процентные (их держатели получают твердый доход по фиксированной ставке) и
  2. выигрышные: доход выплачивается при выходе облигации в тираж погашения.

По месту размещения государственные займы подразделяются на:

  1. внутренние (в национальной валюте) и
  2. внешние, реализуемые на иностранных денежных рынках (в валюте страны-кредитора, государства-заемщика или какой-либо третьей страны).

Известны займы структурной адаптации — займы, предоставляемые Международным валютным фондом (МВФ) и Мировым банком (МБ) под программы, связанные с определенными условиями, в частности, с требованиями либерализации цен, ликвидации дефицита государственного бюджета и внешнеторгового дефицита, сокращения государственных расходов. Займы подобного рода имеют место в России в связи с проведением курса рыночных реформ. Ежегодная величина займов правительства добавляется к государственному долгу — общей сумме задолженности государства.

Государственные займы размещаются по подписке среди населения, через банки, посредством продажи на бирже и с аукциона.

33.6. Основные задачи налоговой реформы в России в начале III тысячелетия

Основными задачами налоговой реформы в начале III тысячелетия являются:

  • улучшение инвестиционного климата;
  • достижение сбалансированности государственного бюджета;
  • существенное снижение и выравнивание налогового обложения;
  • упрощение налоговой системы;
  • совершенствование налогового администрирования.

Снижение налогового обложения будет достигнуто, прежде всего, за счет уменьшения нагрузки на фонд оплаты труда, ликвидации налогов с оборота и внесения значительных изменений в правила расчета базы налогообложения прибыли, стимулирующих инвестиционную деятельность.

Основными факторами выравнивания налогового обложения будут сближение налоговой нагрузки на прибыль и фонд оплаты труда, а также ликвидация значительной части налоговых льгот. Упрощению налоговой системы будут способствовать установление: а) предельного перечня налогов и сборов и б) единой ставки подоходного налога, а также введение Единого социального налога и отмена значительного числа налогов.

Совершенствование налогового администрирования будет основано на сокращении возможностей для произвольных действий налоговых органов с одновременным установлением гарантий соблюдения интересов бюджета при исполнении налогоплательщиками обязанностей по уплате обязательных платежей. При этом предусматривается:

  • создание межтерриториальных налоговых органов (межрайонных инспекций);
  • создание и развитие единой системы налогоплательщиков;
  • развитие информационных технологий в налоговом администрировании.

Правительство РФ сосредоточит свои действия на принятии и введении в действие Налогового кодекса РФ.

Носова, Светлана Сергеевна. Экономическая теория : учебник / С.С. Носова. — 4-е изд., стер. — Москва: КНОРУС, 2017.