Тема 12. Финансирование расходов в области социальной политики

12.1. Основные направления социальной политики

В соответствии с Конституцией Российская Федерация является социальным государством, в котором охраняется труд и здоровье людей, устанавливается минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Каждый имеет право на защиту от безработицы.

Приведенные конституционные обязательства государства требуют соответствующих финансовых ресурсов на социальную политику. В данной главе будут рассматриваться расходы на социальную политику применительно к разделу функциональной классификации «Социальная политика». Такое ограничение связано с тем, что на практике существует широкое толкование понятие социальной политики, включающее также образование, здравоохранение, культуру, спорт.

Для реализации вышеперечисленных конституционных функций приняты соответствующие федеральные законы, основными из которых являются законы «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов», «О занятости населения в РФ», «Об основах социального обслуживания в РФ», «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей». Правовые нормы, предусматривающие расходы в области социальной политики содержатся также в законах «О статусе военнослужащих», «О милиции», «О прокуратуре» и ряде других.

Законодательство предусматривает, что меры социальной помощи и социальной защиты отдельных категорий населения состоят из выплаты денежных сумм, освобождение полностью или частичной от оплаты коммунальных и транспортных услуг и получение социальной помощи в натуральном виде, начиная от продуктовых наборов малоимущим категориям, до выделения легковых автомобилей инвалидам Великой отечественной войны.

Для практического обеспечения предоставления выплат и помощи государством и местным самоуправлением создаются соответствующие государственные (муниципальные) учреждения.

Реформа налогового законодательства, в частности введение единого социального налога (ЕСН), привела к тому, что расходы, связанные с пенсионным обеспечением и социальным страхованием, также стали финансироваться за счет средств бюджетов. До введения ЕСН пенсии и платежи по социальному страхованию осуществлялись за счет средств государственных внебюджетных фондов: пенсионного, обязательного медицинского страхования и социального страхования.

Информация по вопросам формирования фонда обязательного медицинского страхования рассматривалась выше, поэтому в данной главе остановимся кратко на пенсионном фонде и фонде социального страхования.

Пенсионный фонд функционирует в соответствии с пенсионным законодательством, является государственным учреждением и обеспечивает персональный учет лиц пенсионного возраста, осуществляет начисление пенсий, пересматривает их размер в соответствии с законодательством. Средства в пенсионный фонд зачисляются органами федерального казначейства из доли пенсионного фонда в ЕСН по ставкам, предусмотренным для соответствующих категорий плательщиков Налоговым кодексом.

Бюджет пенсионного фонда ежегодно утверждается соответствующим Федеральным законом.

Фонд социального страхования также формируется из средств единого социального налога, бюджет фонда также ежегодно утверждается федеральным законом. Средства фонда направляются на оплату пособий по временной нетрудоспособности («больничных листков»). Также средства фонда направляются на частичное финансирование расходов, связанных с санаторно-курортным лечением отдельных категорий граждан и детского отдыха в летних оздоровительных лагерях.

В федеральном бюджете на 2003 год общий объем средств, передаваемых фондам по коду 2104 функциональной классификации составляет 416 891,9 млн. рублей.

12.2. Расходы на социальную политику

Расходы на проведение социальной политики складываются из выплат денежных пособий, предоставления натуральной помощи отдельным категориям граждан и оказания социальной помощи в виде предоставления льгот по услугам.

Денежные пособия, в частности, выплачиваются семьям, имеющим детей; гражданам, признанным в соответствии с законодательством безработными; на ритуальные услуги.

При предоставлении льгот, граждане освобождаются полностью или частично от уплаты коммунальных, лечебных, транспортных услуг, услуг связи и других, предусмотренных законодательством. Оплата расходов осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.

Предоставление льгот и выплата пособий осуществляется с учетом доходов семьи или отдельных граждан. Как правило, основанием предоставления является показатель доходов. Если средний уровень доходов на каждого члена семьи или одинокого гражданина ниже прожиточного минимума, то данные граждане имеют право на соответствующую помощь.

Прожиточный минимум — это стоимостное определение минимальной потребительской корзины и обязательных платежей и сборов.1

Вопросы проведения социальной политики в Правительстве РФ находятся в ведении Министерства труда и социального развития.

В федеральном бюджете на 2003 год по разделу 1800 «Социальная политика предусмотрено 150,7 млрд. рублей, в том числе (млрд. руб.):

1801 Учреждения социального обеспечения и службы занятости 4,3
1802 Социальная помощь 10,1
1804 Пенсии военнослужащим 67,0
1805 Пенсии и пособия работникам правоохранительных органов 40,0
1806 Прочие расходы 26,4
1808 Миграционная политика 2,1

Эти расходы распределяются между целым рядом ведомств, непосредственно Министерству труда и социального развития запланировано на проведение социальной политики 33,5 млрд. рублей, в том числе: содержание учреждений – 4,0; социальная помощь – 3,1; выплата пособий – 14,8; обеспечение инвалидов ВОВ автотранспортом – 2,0; оплата установки телефонов инвалидам – 2,1; обеспечение протезирования – 1,9; санаторно-курортное лечение ветеранов – 1,0; профессиональная переподготовка безработных и общественные работы – 1,5.

Следует отметить, что значительную часть расходов по социальной политике переданы бюджетам субъектов РФ. Прежде всего, это расходы по обеспечению выполнения законов «О ветеранах» и «Социальной защите инвалидов».

Расходы условного субъекта РФ с численность населения порядка 800 тыс. человек на социальную политику распределяются примерно следующим образом (млн. рублей):

  • Социальная политика, всего расходов – 556
    • содержание учреждений – 147
    • социальная помощь – 35
    • фонд компенсаций (переданные с федерального уровня расходы на оплату льгот по оплате коммунальных услуг, проезда ветеранов, обеспечение лекарствами, топливом и др.,) – 126
    • расходы на реализацию льгот, установленных законом «О ветеранах» в части полномочий субъекта – 130

12.3. Планирование расходов на социальную политику

Планирование расходов на социальную политику осуществляется по двум основным направлениям: на содержание учреждений, оказывающим социальную помощь населению и на выплату различного рода пособий и предоставлению льгот.

Расходы на содержание учреждений планируются на основании смет по соответствующим статьям, структура которых уже рассматривалась на примере учреждений образования.

С учетом специфики учреждения предусматриваются, например, для приюта несовершеннолетних детей, затраты на питание, медицинское обслуживание, обеспечение одеждой и игрушками. Учитывается специфика работы персонала в таких учреждениях.

Для учреждений, оказывающим социальную помощь малоимущим гражданам, расходы на предоставления натуральной помощи в виде продуктовых наборов или обеспечения бесплатного питания в предприятиях общественного питания, планируются с учетом численности малообеспеченных граждан.

Основой расчетов являются нормативы, принятые в ряде субъектов. Нормативы устанавливаются на одного жителя муниципального образования в рублях. На практике, объемы расходов устанавливаются с учетом возможностей конкретных бюджетов.

Расхода на оплату предоставляемых льгот по услугам планируются исходя из численности «льготников», размеров цен и тарифов на услуги. Льготы предоставляются в пределах определенных социальных норм.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02 1999 г. № 192 основные социальные норма определены на одного человека в следующих размерах:

Жилье 18 кв. м общей площади
Центральное отопление 6,7 Гкал/год
Холодное и горячее водоснабжение и водоотведение 285 л/сутки
Энергоснабжение 50 квт/ч в месяц
Газоснабжение 10 куб. м в месяц
Транспортные услуги 442 поездки в год

С учетом данных норм и численности населения, имеющего права на льготы, определяется сумма средств, необходимая для оплаты льгот из бюджета организациям, предоставляющим услуги.

В.В. Дюбин, Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие для вузов, Петрозаводск, 2003.