Тема 13. Аудиторская проверка документации экономического субъекта

Интернет-магазин Economicportal.ru



13.1. Документы, представляемые клиентом для начала аудиторской проверки

До написания письма-обязательства и заключения договора на аудиторскую проверку аудиторы осуществляют предварительное планирование аудита, которое на практике часто называют предварительной экспертизой состояния дел клиента. В табл. 13.1 представлены примерные направления работ в этой области.

Таблица 13.1

Предварительная экспертиза состояния дел экономического субъекта

Направление проверки Источники получения
данных
Способ получения данных
1 2 3
Сведения о заказчике Учредительные документы Документальное подтверждение сведений
Сведения об учредителях предприятия-заказчика Учредительные документы Документальное подтверждение сведений
Сведения о регистрации заказчика Учредительные и прочие регистрационные документы Документальное подтверждение сведений
Сведения об органах управления предприятия-заказчика Учредительные документы Документальное подтверждение сведений
Данные об организационной и штатной структуре заказчика (наличие зависимых организаций, структурных подразделений, отдельнохозяйствуюшнх субъектов, отделов и служб заказчика и т.д.) Учредительные документы, приватизационные планы, данные отдела делопроизводства, кадров, другие документы Устный опрос ответственных лиц
Начало деятельности зависимых организаций Уставные докуметы, планы приватизации Документальное подтверждение сведений
Основные характеристики вида (видов) деятельности заказчика Уставные документы Документальное подтверждение сведений
Наличие совместной деятельности Договоры о совместной деятельности Устный опрос и документальное подтверждение сведений
Состояние договорной дисциплины:
регистрация договоров на реализацию продукции;
регистрация договоров на закупку сырья; регистрация договоров по хозяйственной деятельности и кредитных договоров
Книга (журнал) регистрации договоров, контракта заказчика Документальное подтверждение сведений
Данные об основных экономических службах заказчика:
планово-экономическом;
финансовом; отделе труда и заработной платы; сбыта и реализации продукции; других отделов
Приказы и распоряжения об организации экономических служб, сведения о штатной структуре заказчика Устный опрос и документальное подтверждение сведений
Данные о составе и численности работников заказчика Данные отдела труда и заработной платы, бухгалтерии и финансового отдела Документальное подтверждение сведений
Данные о бухгалтерии: составе и численности; структуре бухгалтерии (группы, отдела и т.д.); системе учета (свода) и отчетности; автоматизации учетного процесса Распорядительная документация по бухгалтерии Документальное подтверждение сведений, устный опрос
Сведения об открытых счетах (рублевых и валютных, их количество) Планы приватизации, отчетные документы Документальное подтверждение, устный опрос
Валюта баланса по состоянию на начало периода, подлежащего проверке Данные баланса Документальное подтверждение сведений
Валюта по состоянию на конец периода, подлежащего проверке Данные баланса Документальное подтверждение сведений
Данные о внешнеэкономической деятельности Данные учета Документальное подтверждение сведений, устный опрос ответственных лиц
Финансовое состояние заказчика на момент проведения экспертизы (по трем параметрам) Данные баланса Документальное подтверждение
Остатки средств (по данным баланса на начало и конец периода, подлежащего проверке), тождественность их данным, отраженным в Главной книге Данные баланса и Главной книги Документальное подтверждение (сверка на наличие расхождений)
Данные о системе внутреннего аудита и финансового контроля Уставные документы, распорядительная документация Документальное подтверждение
Сведения о должностных лицах, с которыми необходимо контактировать на первоначальном этапе проверки Сведения отдела делопроизводства, секретариата и т.д. Устный опрос
Данные о последней проведенной проверке налоговыми органами Акт налоговой инспекции других проверок Документальное подтверждение
Сведения о документообороте предприятия по бухгалтерскому учету Просмотр дел и расчет по примерному нормативу В разрезе намечаемых участков проводимых работ (аудиторской, выборочной и т.д.)
Расчет аудиторских и других рисков Формализованный расчет Расчет, оформляемый аудитором
Расчет времени, необходимого для проверки Формализованный расчет Расчет, оформляемый аудитором

После заключения договора на аудиторскую проверку и перед началом ее проведения крупные аудиторские компании, испольующие «конвейерный подход» к аудиторской проверке, передают клиенту перечень документов (их копий), которые в обязательном порядке должны быть представлены аудиторам. Этот перечень может быть различным, но, как правило, включает следующие основные группы документов:

  1. Общая информация
    • Копия бухгалтерской отчетности за отчетный год;
    • Главная книга по состоянию на 31 декабря;
    • копии всех договоров о выдаче займов;
    • копии всех протоколов собраний правления компании;
    • список всех юридических консультантов и их гонораров с описанием видов выполненных работ (составляется отдельно для каждого консультанта);
    • копии всех важнейших и крупных договоров с указанием условий и сроков их выполнения;
    • копии уставных документов компании (устав), а также документы о регистрации компании в итоговых органах и лицензии;
    • копия приказа об учетной политике.
  2. Финансовые результаты
    • Ежемесячные данные о выручке от реализации продукции (работ, услуг), о выручке от прочей реализации, внереализационных результатах;
    • письменные разъяснения о существенных изменениях в движении средств за какой-либо месяц;
    • ежемесячные данные о расходах и затратах на реализацию продукции (работ, услуг), прочей реализации и внереализационных результатах;
    • письменные разъяснения в случае существенных изменений в движении средств за отдельные месяцы;
    • документы, подтверждающие происхождение прочих доходов;
    • плановые калькуляции себестоимости единицы продукции;
    • документы, подтверждающие убытки и финансовые санкции, списание убытков.
  3. Нематериальные активы
  4. Список всех нематериальных активов с указанием следующих сведений:
    • наименование и описание активов;
    • дата приобретения;
    • норма амортизации;
    • первоначальная стоимость.
  5. Материальные активы
  6. Список всех материальных активов с указанием следующих сведений:
    • наименование и описание активов;
    • дата приобретения;
    • первоначальная стоимость;
    • норма амортизации.
    • Необходимо также представить копии сертификатов владения всеми долгосрочными финансовыми вложениями.
  7. Расходы будущих периодов
  8. Подробный список всех расходов будущих периодов, общие суммы которых соответствуют указанным в балансе по состоянию на 31 декабря, с указанием следующих сведений:
    • наименование и описание расходов будущих периодов;
    • дата платежа;
    • сумма платежа.
  9. Товарно-материальные запасы
  10. Список всех товарно-материальных запасов, общие суммы которых соответствуют указанным в балансе по состоянию на 31 декабря, с указанием следующих сведений:
    • наименование и описание активов;
    • продажная цена;
    • себестоимость.
  11. Дебиторская задолженность
  12. Список всех дебиторских задолженностей на 31 декабря, общиесуммы которых соответствуют указанным в балансе, с указанием следующих сведений:
    • название клиента;
    • сумма дебиторской задолженности;
    • оценка суммы, которую компания может не получить;
    • пересчет дебиторской задолженности по следующим категориям: текущая, один месяц, от одного до двух месяцев, более шести месяцев.
  13. Денежные средства в банке и наличные денежные средства
    • Копии банковских выписок по всем остаткам на счетах на 31 декабря;
    • банковские документы, подтверждающие средства в пути на 31 декабря, включая иностранную валюту.
  14. Налоги
  15. Схемы всех видов налогов (включая НДС, социальное страхование, налог на прибыль) необходимо показать нарастающим итогом:
    • начало:
      • на декабря (должен соответствовать указанному в балансе на декабря) плюс:
      • начисленные налоги за год (необходимо представить разъяснения расчета налогов) минус:
      • платежи налогов (необходимо представить копии переводов средств или подтверждение их получения из налоговых органов).
    • Итого:
      • остаток на 31 декабря (должен соответствовать указанному в балансе на 31 декабря).
  16. Намерения и непредвиденные расходы
  17. Обзор всех намерений и непредвиденных расходов (расходы на юридические услуги, намерения по приобретению активов, открытие кредитных линий и аккредитивов).
  18. Акционерный капитал (уставный капитал) и резервы
  19. Устав, учредительный договор. Документы регистрации. Документы учетной политики.

13.2. Представление финансовой отчетности

В процессе проверок применяются специально разработанные аудиторские процедуры, которые для удобства использования сведены в таблицы. Приведем пример такой таблицы.

№ этапа программы Аудиторские процедуры, содержание Время проведения (ч) Задача теста (код) № рабочей бумаги Исполнитель, дата
1 Провести анализ взаимосвязи форм отчетности 5 П 15 Иванов
2 Провести анализ взаимосвязи форм отчетности 3 Р 75 Петров
3 И т.д.        

Рассмотрим представление финансовой отчетности.

Предмет проверки:

  1. отражение в финансовой отчетности во всех существенных аспектах реального финансового положения и соответствие финансовой отчетности требованиям ПБУ 4/99 и Инструкции Минфина Российской Федерации о порядке заполнения форм годовой отчетности;
  2. раскрытие в отчетности предприятия всех существенных аспектов учетной политики;
  3. взаимоувязывание и непротиворечивость показателей отдельных форм отчетности.

Аудиторские процедуры:

  1. анализ взаимосвязи форм отчетности;
  2. сопоставление данных годовой финансовой отчетности с данными квартальной и текущей отчетности;
  3. оценка отражения специфики деятельности клиента в финансовой отчетности;
  4. оценка возможности постоянного функционирования компании клиента;
  5. проверка соответствия учетной политики компании законодательным и нормативным актам, регулирующим бухгалтерский учет в Российской Федерации;
  6. проверка соответствия бухгалтерского учета принятой на предприятии учетной политике;
  7. оценка влияния событий, произошедших после составления баланса, на финансовую отчетность и их отражения в отчетности;
  8. изучение материалов заседания совета директоров и других руководящих органов за период после даты составления баланса;
  9. получение данных о вероятных пользователях информации финансовой отчетности клиента;
  10. обсуждение проблем, возникших у клиента после даты составления отчетности.

13.3. Учредительные документы и расчеты с учредителями

Предмет проверки:
знакомство с учредительными документами клиента (устав, учредительный договор, документы регистрации) и получение их копий для досье.

Аудиторские процедуры:

  1. анализ предмета деятельности клиента и круга проводимых им операций;
  2. сбор сведений об учредителях и их доле в уставном капитале;
  3. проверка наличия разрешения на занятие внешнеэкономической деятельностью;
  4. проверка видов счетов, открываемых в банках;
  5. проверка соблюдения порядка создания резервного и других фондов;
  6. проверка наличия филиалов и зависимых предприятий, полная информация о них;
  7. оценка своевременности и правильности отражения в учредительных документах всех изменений;
  8. проверка соблюдения порядка распределения прибыли после налогообложения;
  9. оценка структуры управления;
  10. оценка правильности расчетов с учредителями по взносам в уставный капитал и начислению доходов.

13.4. Уставный капитал. Добавочный капитал и резервы

Предмет проверки:
правильное отражение уставного капитала, добавочного капитала и резервов.

Аудиторские процедуры:

  1. ознакомление с учредительными документами организации; оценка соответствия их содержания требованиям законодательства;
  2. оценка соответствия организации учета уставного капитала требованиям нормативных актов;
    • оценка правильности отражения в учете изменений размера уставного капитала;
    • внесения изменений в учет на основании документов, прошедших государственную регистрацию;
  3. оценка формирования уставного капитала в полном соответствии с учредительными документами организации;
  4. проверка порядка учета добавочного капитала организации:
    • использование данных проверки по разделу «Основные средства» и другим разделам для проверки операций по счету 83;
    • проверка отнесения эмиссионного дохода акционерного общества (разница между продажной и номинальной стоимостью акций, вырученная при их реализации по цене, превышающей номинальную) на счет 83 «Добавочный капитал»;
    • проверка отражения в учете оприходования имущества (и денежных средств) в счет вкладов в уставный капитал, стоимость которого в учредительных документах оценена в иностранной валюте; курсовые разницы по счету 75 «Расчеты с учредителями» должны быть отнесены на счет 83 «Добавочный капитал»;
    • проверка учета на счете 83 сумм целевого финансирования, использованных по назначению (что привело к увеличению стоимости имущества организации);
    • проверка учета на счете 83 положительной разницы между договорной стоимостью имущества, передаваемого в качестве вклада по договору о совместной деятельности, и его балансовой стоимостью;
    • оценка правильности дебетовых записей по счету 83;
  5. проверка соблюдения порядка отражения средств по счету 86 «Целевое финансирование»;
  6. проверка соблюдения порядка формирования оценочных резервов:
    • проверка отражения по субсчету 63 «Резервы по сомнительным долгам» образованным в конце года за счет финансовых результатов в соответствии с установленным порядком и принятой учетной политикой резервов сомнительных долгов по расчетам с другими организациями и гражданами на основе проведенной инвентаризации дебиторской задолженности;
    • проверка списания с дебета счета 63 в кредит счета 99 «Прибыли и убытки» суммы резервов сомнительных долгов, созданной в предьщущем году и не использованной в течение отчетного года;
    • проверка операций по субсчету 59 «Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги» с использованием данных проверки по разделу «Финансовые вложения»;
    • проверка правильности отражения оценочных резервов в отчетности (в пассиве баланса их сумма не показывается, а в активе дебиторская задолженность и финансовые вложения, по которым созданы резервы, уменьшаются на величину соответствующих резервов без корреспонденции по бухгалтерским счетам);
  7. проверка создания резервного капитала в соответствии с законодательством, учредительными документами и учетной политикой;
  8. проверка соблюдения порядка формирования резервов предстоящих расходов и платежей.

Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебник. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2004.


Поделиться

Добавить в закладки
Добавить комментарии
Поиск по сайту
Навигация
Наши партнеры
Статистика
    Top.Mail.Ru
Новые публикации