Теория олигополии Курно

Теория олигополии Курно (Cournot theory of oligopoly) – это теория поведения продавцов конкурирующих между собой на рынке, когда каждый из них незамедлительно реагирует на фиксированную цену, установленную конкурентом. Теория была разработана французским экономистом А. Курно в 1838 году. На представленном ниже графике каждая кривая реакции фирмы показывает лучшую цену одной фирмы по отношению к цене другой фирмы.

График изменения цен конкурирующих фирм

График изменения цен конкурирующих фирм

Кривая реакции первой фирмы показывает, что если конкурент установит свою цену в 20 единиц, то для первой фирмы лучшим выходом будет установление цены в 25 единиц (точка К на графике). Если бы фирма № 1 была единственной на рынке, то она установила бы цену в 52 единицы, которая являлась бы монопольной ценой. В ответ на такую цену в отрасль вошла бы другая фирма, в нашем примере фирма № 2, которая отреагировала бы на монопольную цену своей ценой, равной 48 единицам (точка А на кривой реакции фирмы № 2). В свою очередь, реакцией на эту цену у фирмы № 1 была бы цена в 43 единицы (точка В на кривой реакции фирмы № 1). Такое взаимодействие продолжалось бы до тех пор, пока не установилось бы рыночное равновесие в точке Е.

Таким образом, модель Курно дает объяснение монопольной цене и равновесию, которое может быть достигнуто в условиях совершенной конкуренции при цене, равной предельным издержкам. Но эта точка идеальный случай. Между нею и точкой, представляющей монопольную цену, находится область олигополистического взаимодействия.

Несмотря на достоинства теории Курно, она не принимает во внимание важное обстоятельство — то, что каждая фирма будет активно реагировать на появление конкурента и, таким образом, ее цены не будут фиксированы.

Экономикс: Англо-русский словарь-справочник. - Э.Дж.Долан, Б.И.Домненко. - М.: Лазурь, 1994.

Поделиться
Нравится
Добавить в закладки
Добавить комментарии
Поиск по сайту
Loading
Навигация
Новые публикации
Статистика
   
Другие понятия
Наши партнеры