Совокупное предложение

Совокупное предложение (Aggregate supply) – это общее количество конечных товаров и услуг, произведенных в стране (в стоимостном выражении). Совокупное предложение - это реальный объем выпуска (реальный национальный продукт). Кривая совокупного предложения (AS) показывает, какой объем выпуска может быть предложен производителями при разных значениях общего уровня цен.

Долгосрочная кривая совокупного предложения

Рис. 1. Долгосрочная кривая совокупного предложения

Краткосрочная кривая совокупного предложения

Рис. 2. Краткосрочная кривая совокупного предложения

Краткосрочная кривая совокупного предложения (с учетом ожиданий экономических агентов)

Рис. 3. Краткосрочная кривая совокупного предложения (с учетом ожиданий экономических агентов)

Есть разные подходы к форме кривой AS:

  1. Классическая модель исходит из следующих условий:
    • экономика функционирует в долгосрочном периоде, поэтому объем выпуска не зависит от общего уровня цен;
    • экономика функционирует в условиях полной занятости ресурсов, фактический объем выпуска равен потенциальному;
    • цены и номинальная заработная плата - гибкие.
    Кривая AS в этих условиях вертикальная и соответствует уровню выпуска при полной занятости ресурсов (рис. 1).
  2. Кейнсианская модель исходит из следующих положений:
    • экономика функционирует в краткосрочном периоде, поэтому объем выпуска зависит от рыночных колебаний;
    • экономика функционирует в условиях неполной занятости ресурсов;
    • цены и номинальная заработная плата относительно жесткие.
    Кривая AS в этих условиях горизонтальна.
  3. Комбинированная модель учитывает ожидания рыночных агентов и их ошибки. На рис. 3 V' - потенциальный объем выпуска, а Р* - ожидаемый уровень цен. Если фактический уровень цен превысит ожидаемый, то объем выпуска возрастет до V1, в номинальных ценах. В этом случае предприниматели будут получать прибыль за счет отставания роста цен на ресурсы (на заработную плату) от роста цен на продукты. Постепенно вырастут цены на ресурсы и объем выпуска сократится.

На совокупное предложение оказывают влияние следующие неценовые факторы:

Цены ресурсов. Если цены на ресурсы падают, то увеличивается объем выпуска (кривая AS сдвигается вправо). Решающее значение имеет изменение заработной платы, поскольку она составляет 3/4 национального дохода.

Ожидания рыночных агентов. Фирмы будут ожидать, что цены на ресурсы изменятся в той же пропорции, что и цены на продукцию. Это объясняют тем, что рост цен на продукты усилит требования рабочих о повышении заработной платы, а предприниматели, увеличив ее, увеличат цены на продукцию. Кроме того, многие блага одновременно являются и ресурсами (например, газ, электроэнергия, уголь). В этом случае предприниматели не будут ожидать увеличения прибыли с ростом цен, следовательно, не повысят и не уменьшат объем выпуска.

Другая группа экономистов исходит из того, что цены на продукты и ресурсы изменяются не мгновенно: сначала на продукты, потом на ресурсы. Это обусловлено тем, что в экономике большую роль играют долгосрочные контракты. В условиях роста цен на ресурсы фирмы некоторое время будут пользоваться запасами. Кроме того, фирма, не обладая полной информацией, может воспринять повышение общего уровня цен как рост цен и спроса на свою продукцию, и будет увеличивать объем выпуска вместо его уменьшения.

Эти факторы вызывают сдвиг кривой AS в краткосрочном периоде (рис. 4).

Сдвиг краткосрочной кривой совокупного предложения

Рис. 4. Сдвиг краткосрочной кривой совокупного предложения

Основополагающим в сдвиге кривой совокупного предложения является изменение цен на факторы производства. Исходной точкой равновесия является точка А. Это означает, что цены на конечную продукцию позволяют покрывать затраты на производство и приносить нормальную прибыль; краткосрочное совокупное предложение равно долгосрочному и равно естественному уровню ВВП. В короткий период времени увеличение совокупного спроса вызовет рост совокупного предложения при неизменных ценах на ресурсы (сдвиг вдоль кривой AS,). Рост цен на конечную продукцию вызовет и рост цен на ресурсы, что сдвинет кривую AS вверх. Через какое-то время установится новое равновесие (точка В2) при более высоком (Р2) уровне цен.

Выделяют четыре основные модели совокупного предложения:

  1. Модель совокупного предложения при жесткой заработной плате.
  2. Модель неверных представлений работников.
  3. Модель несовершенной информации.
  4. Модель негибких цен.

Во всех моделях кривая AS в краткосрочном периоде отлична от вертикальной линии в силу несовершенства рыночного механизма. Перемещение кривой AD вызывает временные отклонения величины выпуска от естественного значения.

Во всех моделях AS представлено в виде:

V = V' + α (P - P*),

где V - фактический объем выпуска;
V' - естественный объем выпуска;
Р - фактический уровень цен;
Р* - ожидаемый уровень цен;
α - положительный коэффициент.

Это выражение означает, что величина выпуска отклоняется от своего естественного уровня, когда уровень цен отличается от ожидаемого.

Каждая из моделей выделяет конкретную причину, по которой неожиданные изменения цен вызывают колебания объема производимой продукции. Но во всех случаях, если уровень цен выше ожидаемого (Р1 > Р*) (рис. 5), то объем выпуска превысит естественный (V1 > V'). Если уровень цен окажется ниже ожидаемого (Р < Р*), то объем выпуска будет меньше потенциального (V2 < V'), что приведет к рецессии (рис. 5).

Колебания совокупного предложения

Рис. 5. Колебания совокупного предложения

Неверными представлениями работников и несовершенной информацией объясняют колебания совокупного предложения (и циклические колебания) представители новой классической школы. Поэтому теорию совокупного предложения называют теорией ошибок.

Новые кейнсианцы придерживаются моделей жесткой заработной платы и негибких цен. При этом они полагают, что увеличение спроса в краткосрочный период приведет и к увеличению объема выпуска в долгосрочный период.

Основы экономической теории. Курс лекций. Под редакцией Баскина А.С., Боткина О.И., Ишмановой М.С. Ижевск: Издательский дом "Удмуртский университет", 2000.

Поделиться
Нравится
Добавить в закладки
Добавить комментарии
Поиск по сайту
Loading
Навигация
Новые публикации
Статистика
   
Другие понятия
Наши партнеры
Визитки срочное изготовление визиток card4u.ru/calling-card/.