Эффект масштаба производства (отдача от масштаба)

Отдача от масштаба (Returns to scale) — это взаимозависимость между изменением масштаба производства и последующим изменением в объеме выпуска продукции.

Бывают постоянная, возрастающая, а также убывающая отдача от масштаба производства.

Постоянная отдача от масштаба присутствует тогда, когда при увеличении количества факторов производства в n раз, объем производства, соответственно, также увеличивается в n раз.

Возрастающая отдача от масштаба присутствует тогда, когда пропорцианальное увеличение количества всех факторов производства в n раз приведет к увеличению объема производства больше чем n раз.

Убывающая отдача от масштаба бутет иметь место тогда, когда пропорциональное увеличение всех факторов производства в n раз приведет к увеличению объема производства менее чем в n раз.

На повышающуюся отдачу от масштаба влияют пять факторов.

  1. Разделение труда. При увеличении масштаба производства становится возможным определить работникам задачи, для выполнения которых они лучше всего приспособлены. Концентрируясь на выполнении конкретной задачи, люди начинают работать быстрее и точнее. Ликвидируются потери времени из-за перехода от одной к другой задаче. Специализация снижает также издержки на обучение рабочего.
  2. Масштаб производства. Чем больше масштаб производства, тем выше вероятность использования самой передовой технологии и высокопроизводительного автоматизированного оборудования. Крупные предприятия используют более производительные методы производства и обладают организационными преимуществами, связанными с доставкой, сбытом и маркетингом крупных объемов готовой продукции.
  3. Чисто размерный фактор. Например, удвоение диаметра трубопровода может в более чем 2 раза увеличить объем перекачки газа. Или для изготовления электрической лампочки в 100 ватт не требуется в два с половиной раза больших затрат труда и материалов по сравнению с изготовлением лампочки в 40 ватт.
  4. Поскольку в технически сложном производстве используется основное оборудование нескольких видов, то масштаб производства должен быть достаточно большим, чтобы не создавать узкие места. Допустим, для расфасовки используется два станка (А и В), А наполняет продукцию, В заворачивает упаковку в целлофан. Если производительность станка А равна 15000 упаковок в смену, а станка В — 20000 упаковок, то для производства 60000 упаковок нужно 4 станка А и 3 станка В. Оба станка используются на полную мощность. При меньших масштабах производства полностью использовать обе машины невозможно, так как это приведет к простоям.
  5. Возможность найма фирмой квалифицированных (и высокооплачиваемых) управленцев и извлечение выгоды из их особых управленческих талантов. Привлечение наиболее квалифицированных специалистов дает им возможность улучшать существующую и выводить на рынок новую продукцию, использовать новые технологии.

Положительный эффект масштаба связан также с возможностью получения попутных (побочных от основных) продуктов, с возможностью получения скидок при приобретении крупных партий сырья и материалов, с экономией на транспортных издержках при организации собственных перевозок.

Факторы, влияющие на постоянную отдачу от масштаба. Увеличение отдачи от масштаба не может длиться бесконечно. Источники, обеспечивающие превышение роста производства над ростом используемых ресурсов, рано или поздно иссякнут.

Фактором, вызывающим снижение отдачи от масштаба, является управляемость производства. По мере увеличения фирмы возникает проблема интеграции различных аспектов ее многообразной деятельности. Процесс принятия решений усложняется, а административная нагрузка непропорционально возрастает. Возникает необходимость делегирования полномочий управленцам более низкого уровня, чья компетенция может не соответствовать предъявляемым требованиям. Увеличение масштабов сопровождается расширением формальностей и бумаготворчества; формируются бюрократические процедуры, делающие управленческую иерархию крупных фирм вялой и громоздкой, что ведет к постепенному снижению эффективности.

Чем крупнее предприятие, тем на более далекие расстояния может поставляться готовая продукция, что повышает транспортные издержки на доставку готовой продукции конечным потребителям.

Основы экономической теории. Курс лекций. Под редакцией Баскина А.С., Боткина О.И., Ишмановой М.С. Ижевск: Издательский дом "Удмуртский университет", 2000.