Чистая монополия

Чистая монополия (Pure monopoly) — организация рынка, при которой на нем существует единственный продавец товара, причем этому товару нет близкого заменителя в других отраслях. Наряду с олигополией и монополистической конкуренцией, монополия является примером несовершенной конкуренции.

Чистая монополия возникает обычно там, где отсутствуют альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной степени уникален.

Монополистами являются предприятия коммунального хозяйства, без услуг которых не может обойтись ни одно предприятие, например РАО ЕЭС. Существование естественных монополий оправдывается тем, что они наилучшим образом удовлетворяют общественные интересы. В сельской местности такими монополистами могут быть и предприятия-поставщики сельскохозяйственной техники, химических удобрений, семеноводческие и племенные хозяйства, предприятия, оказывающие ремонтные услуги.

Основные признаки чистой монополии:

  • один продавец (на рынке действует только одна фирма, которая влияет на цены, регулируя предложение);
  • уникальность продукта (на рынке отсутствуют идентичные виды продукции);
  • владение основными видами сырья (контролируя рынок сырья в своей отрасли, фирма-монополист не допускает появления новых производителей).
Равновесие чистой монополии

Равновесие чистой монополии

Монополист может определять объем производства и назначать цену. Чтобы максимизировать прибыль, монополист выпускает такой объем продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам (MR = MC), точка E на графике. Именно эта точка является равновесием фирмы. Но для получения прибыли цена установится в точке E1. Это обусловлено тем, что именно цена P1 при данном объеме производства (Q1) выше средних издержек (AC) монополиста. В условиях несовершенной конкуренции должно соблюдаться следующее неравенство:

(MR = MC) < AC < P

Поделиться
Нравится
Добавить в закладки
Добавить комментарии
Поиск по сайту
Loading
Навигация
Новые публикации
Статистика
   
Другие понятия
Наши партнеры