Естественная монополия

Естественная монополия (Natural monopoly) — отрасль, в которой монополист действует с позиции минимазации долгосрочных средних издержек (long run average cost, LAC), где проникновение новых производителей приводит к падению эффективности производства за счет исчезновения эффекта масштаба. Иными словами, деятельность одного производителя более эффективна из-за наличия фактора экономии от масштаба, обеспечивающий рост производства.

Для такой отрасли наиболее эффективным является такой масштаб производства, который наиболее близок к количеству выпуска по которому предьявляется спрос при любой цене товара.

К естественным монополиям относятся преимущественно предприятия общественного пользования, предоставляющих услуги населению: предприятия коммунального обслуживания (водо-, газо-, электроснабжение, канализация), предприятия железнодорожного транспорта и др.

Равновесие в условиях естественной монополии

Равновесие в условиях естественной монополии

На графике продемонстрировано установление цен и объемов выпуска в условиях естественной монополии, где LAC и LMC — это кривые средних и предельных издержек фирмы в долгосрочном периоде, MR — кривая предельного дохода и D — кривая спроса. Чем выше объем производства, тем ниже средние издержки. Предельные издержки (LMC) всегда ниже средних (LAC) при любом объеме выпуска.

График показывает, что оптимальный выпуск для фирмы (Q1) устанавливается в точке пересечения кривых долгосрочных предельных издержек и предельного дохода (LMC = MR), соответственно цена будет равна P4, а площадь прямоугольника P3P4EM составит прибыль фирмы.
При повышении объема производства до уровня Q2, что является наиболее приемлимым для общества, цена соответсвенно будет равна P1, на что монополист естественно не пойдет т.к. цена P1 не покрывает издержек фирмы на производство продукции. В этом случае фирма понесет убыток, который будет равен площади прямоугольника P1P2NF.

Поделиться
Нравится
Добавить в закладки
Добавить комментарии
Поиск по сайту
Loading
Навигация
Новые публикации
Статистика
   
Другие понятия
Наши партнеры