Мотивация

Мотивация (Motivation) — это процесс побуждения самого себя и других к деятельности через формирование различных мотивов поведения.

Мотивом является побудительная причина, которая дает повод к активной, производительной, творческой и плодотворной работе. Формируется путем воздействия менеджмента на работника через его реальные цели, потребности, интересы, систему ценностей, жизненные установки и ожидания.

Мотивация возникает в случае наличия неудовлетворенных потребностей.

На схеме представлена связь мотивации с потребностями, действием и удовлетворением.

Схема взаимосвязи мотивации, потребностями, действием и удовлетворением этих потребностей

Схема взаимосвязи мотивации, потребностями, действием и удовлетворением этих потребностей

В системе побудительных мотивов различных категорий работников есть своя специфика. Например, специфическими мотивами поведения специалистов считаются: ориентация на профессиональный рост, накопление знаний. Менеджеры ориентированы на должностной рост, на поддержку имиджа, самоутверждение. И в целом менеджмент исходит из того, что, по высказыванию немецкого специалиста Э. Цандера, "наемные рабочие стали сознательнее и влиятельнее", вырос их интеллект, а вместе с этим усложнились их потребности (как известно, мотивация может основываться на стремлении к удовлетворению простых потребностей: в пище, жилище, безопасности; и более высоких: самоутверждение, самосовершенствование, самоуправление).

Современный менеджмент реализует систему принципов микросоциального управления: принцип "гуманизации производственных отношений", предполагающий сплочение работников всех уровней в целях процветания фирмы; принцип "делового партнерства", требующий учета индивидуального потенциала каждого работника; принцип "экономического децентрализма", согласно которому каждое звено фирмы представляет собой самостоятельную административно-хозяйственную единицу. Эти принципы реализуются через социально-экономическую политику фирмы, основными направлениями которой являются: политика доходов, осуществляемая на основе коллективных договоров работников и предпринимателей, поощрительных систем оплаты труда, формирования малых групп ("автономных рабочих бригад", "целевых групп" и проч.) как главного условия мотивации коллективных усилий; политика в отношении сотрудничества с профсоюзами и другими объединениями рабочих, обеспечения внутрифирменных коммуникаций на основе обратных связей и индивидуального подхода; политика социального обеспечения работников, проводимая через развитие системы пенсионных и страховых фондов; политика обеспечения стабильной занятости через развитие в работнике чувства единения с фирмой, через совершенствование системы переобучения, гарантии занятости и проч. (существуют так называемые "системы пожизненного найма"); политика разработки и реализации социально-экономических программ. Коммуникационное посредничество между менеджером и "синими воротничками" выполняет специалист по связям с общественностью — "паблик рилейшнз".

Основы экономической теории. Курс лекций. Под редакцией Баскина А.С., Боткина О.И., Ишмановой М.С. Ижевск: Издательский дом "Удмуртский университет", 2000.