Метод проблем и альтернатив

Метод проблем и альтернатив (Problems and opportunities approach) – это один из методов менеджмента, в результате которого внимание менеджера в первую очередь фокусируется на выяснение имеющихся проблем фирмы, их решении и нахождение альтернатив.

В данном случае, все, что в той или иной степени мешает достижению поставленных целей, является явной проблемой, а все, что помогает достичь какой-либо цели – альтернативой. Процесс выяснения проблем и нахождения альтернатив осуществляется на всех стадиях менеджмента – планирования, организации, руководства и контроля.

Выяснение проблем

Выяснение проблем – первое звено в цепи разрешения проблем и нахождения альтернативных путей достижения целей фирмы. Основным правилом для менеджера является обнаружение проблем еще до того, как они обнаружат его.

Наиболее общими путями достижения этого является:

  1. Сравнение существующего положения дел с предшествующим. Упали ли продажи? Повысились ли издержки? Как много рабочих покинули предприятие за прошедшие недели? Возросла ли производительность?
  2. Сравнение существующего положения с планировавшимся. Это является функцией контроля.
  3. Нахождение в курсе того, что говорится вне стен вашего предприятия. Это наилучший способ выяснения проблем, с которыми сталкивается ваше предприятие. Именно поэтому лучшие менеджеры проводят так много времени в общении с потребителями. Другой причиной для большего внимания к происходящему вне стен предприятия является тот факт, что не всегда ваши подчиненные передадут вам плохие известия.
  4. Необходимость постоянного наблюдения за конкурентами.

Решение проблем

Цикл процесса решения проблем

Цикл процесса решения проблем

Решение проблем – основное звено в цепи, состоящей из выяснения проблем, их решения и нахождения альтернативных решений.

Основные правила решения проблем заключаются в следующем:

  1. Отбирайте только те проблемы, которые кроме вас никто решить не может. Если проблема проста и обыденна, направьте ее подчиненным. Менее часто проблему можно направить начальству.
  2. Анализируйте проблему. Определите, как проблема соотносится с целями организации. Определите размер проблемы.
  3. Определите альтернативные решения. Помните, первая идея не всегда бывает самой лучшей.
  4. Оцените и проверьте возможные решения. Как отнесутся конкуренты к вашему решению? Снижение цен, например, вряд ли будет восприниматься отрицательно потребителями, в то же время антитрестовское законодательство в некоторых случаях может отнести снижение цен к незаконным действиям. Как увязано решение с коллективным договором?
  5. Оцените оставшиеся альтернативы. Удостоверьтесь, что стандарты соответствуют вашим целям.
  6. Решайте, выполняйте и доводите до конца. Приняв решение, действуйте. Если выбранный вами подход не решил проблему, начинайте сначала, с другой альтернативы.

Нахождение альтернатив

Нахождение альтернатив – самое сложное звено в процессе обнаружения имеющихся проблем и их решения. Способность находить альтернативные решения отличает просто результативный менеджмент от эффективного. Для нахождения альтернатив полезно тесное общение с потребителем. Необходимо также учитывать, что могут существовать факторы, превращающие альтернативное решение в проблему. Необходимо оценивать альтернативные решения с точки зрения стратегических планов организации. Некоторые альтернативные решения могут увести в сторону от вашего бизнеса. Важно также помнить, что то, что кажется вначале проблемой, может оказаться для вас счастливой возможностью.

Экономикс: Англо-русский словарь-справочник. - Э.Дж.Долан, Б.И.Домненко. - М.: Лазурь, 1994.

Поделиться
Нравится
Добавить в закладки
Добавить комментарии
Поиск по сайту
Loading
Навигация
Новые публикации
Статистика
   
Другие понятия
Наши партнеры