Бюджетное ограничение и бюджетная линия

Бюджетное ограничение (Budget constraint) показывает все комбинации благ, которые могут быть куплены потребителем при данном доходе и данных ценах. Бюджетное ограничение указывает, что общий расход должен быть равен доходу. Увеличение или уменьшение дохода вызывает сдвиг бюджетной линии.

Бюджетная линия (Budget line) — это прямая, точки которой показывают наборы благ, при покупке которых выделенный доход тратится полностью. Бюджетная линия пересекает оси координат в точках, показывающих максимально возможные количества благ, которые можно приобрести на данный доход при определенных ценах. Для каждой бюджетной линии можно построить кривую безразличия, которая будет иметь с бюджетной линией точку касания.

Если I — доход потребителя, P_X — цена блага X, P_Y – цена блага Y, а X и Y составляют купленные количества благ, то уравнение бюджетного ограничения можно записать следующим образом:

I\;=\;P_X\;\cdot\;X\;+\;P_Y\;\cdot\;Y.

При X\;=\;0, Y\;=\;\frac I{P_Y}, т.е. весь доход потребителя расходуется на благо Y. При Y\;=\;0, X\;=\;\frac I{P_X}, т.е. мы находим количество блага X, которое потребитель может купить по цене P_X.

Бюджетная линия

Бюджетная линия

Как видно на графике, потребитель имеет фиксированный доход. Допустим он тратит 6 руб. в день. При этои товар X стоит 1,5 руб, а товар Y – 1 руб. Если потратить все деньги на товар X, то, как видно из графика, можно купить 4 ед. , а если все деньги потратить на товар Y, то можно купить 6 ед. При этом потребителю не обязательно покупать только товар X или товар Y, он может израсходовать свои деньги на любую из возможных комбинаций данных товаров в пределах своего дохода в 6 руб., что и показывает бюджетная линия.

Нужно отметить, что при изменении дохода потребителя (I), бюджетная линия может сдвигаться параллельно старой линии, а при изменении цены на один из товаров сдвиг будет непараллельным,  что продемонстрировано на графике.

При одновременном использовании кривых безразличия и бюджетной линии можно найти равновесие потребителя.