Асимметричность информации

Асимметричность информации (Asymmetric information) – это ситуация, когда одним участникам рынка доступна важная информация, а другим заинтересованным лицам – нет.

При анализе рынка с высокой конкуренцией, обычно, создается абстрактная модель со всеми присущими ей условностями. Предполагается, что на таком рынке информация распределена симметрично, т.е. все участники обладают одинаковым доступом к ней. Неопределенность полностью отсутствует, что позволяет использовать имеющиеся средства и ресурсы наиболее эффективным способом.

Но в реальной жизни модели совершенной конкуренции не существует. Появляется асимметричность информации и неопределенность – недостаток информации о возможных будущих событиях.

В экономической теории есть разные точки зрения на счет неопределенности. Сторонники неоклассической школы считают, что она мешает экономическим агентам вести себя рационально и является препятствием на пути эффективного использования ресурсов. Но есть и иная точка зрения, согласно которой возможность рынка как раз заключается в умении использовать информацию, первоначально многим недоступную. Подобной точки зрения придерживался Ф.А. Хайек, который утверждал, что выгода появляется только в том случае, если первоначально информация доступна не каждому; предприниматель, который обладает информацией, получает возможность извлечения прибыли в течение периода времени, пока полный доступ к информации не получат другие экономические агенты на рынке.

По мнению неоклассиков, асимметричность информации является одной из причин фиаско (несостоятельности рынка). С чем это связано?

Из-за ассиметричной информации появляются интерналии (интернальные эффекты), представляющие собой выгоды или издержки, получаемые участниками сделки, которые не были оговорены в момент заключения данной сделки. Примеров интерналий много: одна из сторон сделки безнаказанно нарушила условия договора; покупатель приобрел товар, а он оказался некачественным; работодатель получил выгоду от работника, который повысил свою квалификацию путем самообразования и др.

Почему возникают интерналии? Все дело в том, что существующие трансакционные издержки по сбору достоверной информации могут стать очень высокими и превысят будущую выгоду от владения этой 100%-ной информацией. Как же заблаговременно узнать о качестве покупаемого товара? Спросить и посмотреть сертификат качества? А если предоставленный сертификат является фальшивым или приобретен незаконно? Что сделать, позвонить или направить запрос на изготовителя товара? В итоге, расходы на подобные мероприятия могут оказаться довольно высокими, и время, которое было потрачено на данные действия, может иметь очень высокую альтернативную стоимость.

Поэтому, при асимметричности информации нарушается принцип действия рыночного механизма, так как ценовые сигналы уже не отражают реальное положение дел. Распространенный пример, вошедший в многочисленные учебники по экономике, изложен в научной статье американского экономиста и лауреата Нобелевской премии 2001 года Д. Акерлофа «Рынок лимонов» (1970 г.), который описывает ситуацию, возникающую на рынке подержанных автомобилей.

Итак, на рынке имеются обычные подержанные автомобили в хорошем состоянии, за которые покупатель готов заплатить 6000$, а продавец, в свою очередь, согласен на любую цену выше 5000$. Однако, на том же рынке есть другие продавцы, которые пытаются продать так называемые «лимоны», обозначающие на американском жаргоне, автомобили с дефектами. Данные продавцы согласны получить за такой автомобиль цену выше 2000$, а покупатели готовы заплатить не более 3000$. При симметричном распределении информации, имелись бы отдельные рынки как для тех, так и для этих автомобилей, а также своя цена для каждого из рынков. Но, как бывает обычно, симметрия отсутствует. Лишь продавец в курсе всех нюансов о своей машине. Покупатель не знает о ней ничего. При одинаковом количестве хороших и плохих автомобилей устанавливается следующая средняя цена: (3000$ + 6000$) / 2 = 4500$. По этой цене продавцы хороших автомобилей просто не станут их продавать, а «лимоны», напротив, будут сбываться по цене, которая намного превышает их реальную стоимость. Таким образом, дефектные машины вытеснят качественные авто с рынка. В экономической теории подобный процесс называется отрицательной селекцией, или неблагоприятным отбором.

Самый распространенный пример отрицательной селекции – рынок страховых услуг. Здесь все происходит по аналогичному сценарию, что и на рынке «лимонов». Все это бывает из-за асимметричности информации. Люди прекрасно знают о состоянии своего здоровья, чем страховые компании. Те, кто имеют худшее здоровье, чаше прибегают к услугам подобных компаний. Число не очень здоровых людей постепенно растет и превышает, число тех, кто прибегает к страхованию своего здоровья. Следовательно, стоимость страховых услуг растет. При увеличении цены более здоровые люди перестают страховаться, и доля больных людей в страховых растет. В итоге может возникнуть такая ситуация, что страховаться будут только больные и страховая деятельность станет невыгодной. И опять происходит то, что некачественный товар вытесняет с рынка качественный. Страховой бизнес становится невыгодным, но страхование все же необходимо. Поэтому эту функцию в этом случае берет на себя государство. Кроме трансакционных издержек, еще и асимметричность информации толкает государство к занятию страховой деятельностью.

Итак, отрицательная селекция является одним из негативных последствий асимметричной информации на рынке. Но, существует еще и такое негативное последствие как моральный риск. Лица, которые застраховали свое здоровье, могут начать менее внимательно относится к своему здоровью или более чаще посещать врача. Те, кто застраховали свои машины от угона, могут перестать запирать двери на замок или не ставить на сигнализацию. Страховым компаниям очень сложно предугадать такие действия, поэтому они несут дополнительные издержки, связанные с моральным риском, т.е. отсутствием у застрахованных людей стимулов к мерам предосторожности.

Еще в качестве одного примера, можно сказать о проблеме «принципал - агент», именно, с точки зрения асимметричности информации. Собственник акций определенной компании (принципал) и менеджер этой компании (агент) могут иметь совершенно разные цели. Менеджер, конечно, заинтересован в развитии компании, как и владелец, но у менеджера могут существовать и свои собственные цели, например, сокращение рабочего дня и увеличение управленческого персонала. Принципал не владеет полной информацией о целях своих управляющих, поэтому деятельность компании может быть направлена не всегда на максимизацию прибыли, как это утверждается в неоклассической теории.

Механизм уменьшения асимметричности информации

Можно создать такую ситуацию, при которой для потребителей появится возможность заранее обезопасить себя от приобретения некачественных товаров и услуг. Нужно отметить что, асимметричная информация может возникнуть не только на рынке товаров, но и на рынке страховых услуг, рынке труда, рынке заемных средств и т.д.

Наверное, самым распространенным способом снижения асимметричности информации являются рыночные сигналы, или, другими словами, информация об экономическом благе, передающаяся от продавца к покупателю. Автором идеи рыночных сигналов является лауреат Нобелевской премии 2001 года американский экономист Майкл Спенс.

Что же является рыночным сигналом? Первое, что приходит на ум – это реклама. Но реклама не обеспечивает снижение асимметричности, так как может относится и к качественному и некачественному товару. Поэтому продавцам нужно подавать не обычный, а эффективный рыночный сигнал, т.е. сигнал, который с высокой вероятностью могут подавать продавцы товаров высокого качества, а не низкого.

Также рыночным сигналом может служить внешний вид изделия – качественные швы на одежде, хорошая отделка мебели, эстетический вид продовольственного товара и т.п. – соответствуют более высокому качеству самого товара; дипломы и сертификаты на рынке труда; репутация продавца и т.д.

Майкл Спенс анализировал такой сигнал на рынке труда, как образование. Каким способом работодатель может узнать о качестве приобретаемого им товара, т.е. услугах труда? Как распознать более квалифицированного работника среди множества низкоквалифицированных работников? Ведь по внешнему виду претендента на собеседовании сделать это непросто. Дорогой костюм, опрятный внешний вид, качественный макияж, правильно поставленная речь и т.п. ничего не говорят о профессиональных навыках человека, который пришел устраиваться на работу. В модели М. Спенса образование является эффективным рыночным сигналом. Оно говорит об имеющихся способностях будущего работника, так как способные люди часто заканчивают университеты, институты, колледжи и пр. Таким образом, у работодателей при найме новых работников есть возможность снизить или избежать асимметричной информации, которая возникает на рынке труда, при помощи такого рыночного сигнала, как образование.

Также в качестве рыночных сигналов можно рассматривать гарантии и обязательства. Обычно, обеспечивают гарантийные обязательства на длительные сроки только те фирмы, которые производят высококачественный товар и предполагают, что обеспечение таких обязательств не станет очень частым. А фирмы, выпускающие товары низкого качества, напротив, не заинтересованы в гарантиях с длительными сроками, которые, в этом случае наверняка придется удовлетворять. Следовательно, гарантии могут быть расценены покупателями как сигналы о высоком качестве товара и они будут готовы заплатить больше за товары, продаваемые с гарантиями.

Повышает эффективность рыночного сигнала сочетание гарантий фирмы с ее положительной репутацией. Обещание малоизвестной фирмой гарантий не создает у потребителя уверенности в том, что он покупает качественный товар. Не случайно одним из девизов нижегородских купцов еще в дореволюционной России был такой лозунг: «Прибыль – превыше всего, но честь – выше прибыли».

Еще одним способом уменьшения асимметричности информации является вмешательство государства.

Поделиться
Нравится
Добавить в закладки
Добавить комментарии
Поиск по сайту
Loading
Навигация
Новые публикации
Статистика
   
Другие понятия
Наши партнеры