Аксиомы потребительского выбора

Экономика - это выбор: ресурсов, технологий, производственных пропорций, способов удовлетворения потребностей и т.д. Прежде всего выбор совершает потребитель, приобретая необходимые товары и услуги, предлагаемые фирмами, тем самым оценивая работу производителя.

У каждого индивида свои вкусы, предпочтения, своя шкала ценностей. Один потребитель весь свой доход может потратить на товары первой необходимости, другой часть дохода предпочитает сберечь, а оставшуюся - распределит между товарами различной степени необходимости. При этом каждый потребитель будет таким образом использовать свой доход, чтобы получить при этом максимальную степень удовлетворения. Следует заметить, что наука не может изучать предпочтения каждого потребителя, но вполне возможно анализировать принципы поведения типичного, среднего потребителя. Такой подход позволил выделить ряд аксиом, которыми руководствуются в своем выборе потребители.

  1. Аксиома независимости выбора. Потребитель свободен в своем выборе. На него не оказывают влияния внешние эффекты, к которым можно отнести принуждение со стороны государства.
  2. Аксиома рациональности. Потребитель ведет себя рационально. Он знает, что ему нравится в большей степени, а что в меньшей. И при имеющемся доходе выбирает такой набор товаров, который сможет принести наибольшую степень удовлетворения, то есть из всего множества наборов выбирает самый предпочтительный.
  3. Аксиома упорядоченности. Предпочтения потребителя уже сформировались. Это означает, что каждый потребитель в полной мере может сравнить, а также классифицировать все имеющиеся наборы товаров и услуг, но обладая для этого соответствующей информацией, стоимость продукта при этом игнорируется (не учитывается). Например, индивид ранжировал молочные продукты следующим образом: 1-е место - йогурт, 2-е место - глазированные сырки, 3-е место - кефир, 4 - снежок,.5 - сметана, 6 - топленое молоко, 7 - молоко. Но если у потребителя доход будет незначительным, то из имеющихся продуктов он отдаст предпочтение молоку, а не йогурту, так как оно дешевле.
  4. Аксиома транзитивности. Предпочтения потребителя транзитивны. Это означает, что если потребитель в определенный момент времени предпочитает товар А товару В, и товар В товару С, то, соответственно, потребитель предпочитает товар А товару С. Например, если автомобиль марки "Вольво" предпочтительнее "Жигулей", а "Жигули" предпочтительнее "Москвича", то "Вольво" также предпочтительнее "Москвича". Иначе говоря, предпочтения потребителя согласованы, ранжированы (поставлены в определенный порядок).
  5. Аксиома ненасыщения. Означает, что потребители всегда и везде предпочитают большее количество абсолютно любого товара меньшему (при этом стоимость не учитывается). Полное насыщение потребностей исключается, поскольку потребление дополнительных единиц блага не будет приносить дополнительную полезность.

Основы экономической теории. Курс лекций. Под редакцией Баскина А.С., Боткина О.И., Ишмановой М.С. Ижевск: Издательский дом "Удмуртский университет", 2000.

Поделиться
Нравится
Добавить в закладки
Добавить комментарии
Поиск по сайту
Loading
Навигация
Новые публикации
Статистика
   
Другие понятия
Наши партнеры