Основные элементы рыночного механизма

Овощной рынок

Овощной рынок

Любой вид рынка базируется на трех главных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции. Именно эти три категории являются основными элементами рыночного механизма.

Любая экономическая система решает три основных вопроса: Что производить? Как производить? И для кого производить? В условиях рыночной экономики данные вопросы решаются в основном с помощью рынка (через механизм цен, спроса и предложения и конкуренции). Но как все это происходит?

Предположим, что доходы людей выросли, сделав их зажиточными, что позволит им каждый день питаться мясом, а не одной лишь картошкой. Каким способом их желание заменить картошку на мясо воплощается в конкретные действия? Потребитель уменьшает покупки картофеля и покупает больше мяса. Эти действия вызывают рост цен на мясо и снижение цен на картошку. В итоге производители картофеля терпят убытки, а скотоводы, напротив, получают дополнительный доход. Для скотоводов высокий доход позволяет вложить больше средств в производство, нанять больше рабочих и даже использовать менее плодородные пастбища или менее продуктивные породы скота. Высокие цены на мясо способствуют привлечению в отрасль новые капиталы и предпринимателей. Напротив, из-за снижения цен на картофель, производить его становится все менее выгодным, чем мясо. Многие рабочие на производстве картофеля бросают свою работу из-за снижения зарплат и начинают поиск новой работы в более прибыльных, а, соответственно, и более высокооплачиваемых отраслях. Предприниматели, которые заняты в производстве картофеля, несут убытки, теряя прибыль, и ищут более выгодные сферы капиталовложения. Со временем, новое соотношение цен, установившееся на рынке, обеспечивает рост производства мяса и снижение производства картофеля. Разные сорта мяса будут продаваться по такой цене, которую готовы будут платить различные слои населения, в зависимости от уровня дохода.

Данный упрощенный пример показывает, какие именно инструменты повлияли на становление равновесия на рынке.

Во-первых, это цена. Изменение относительных цен явилось ориентиром для производителя при определении необходимости изменения объемов производства и выбора технологии производства. В конечном итоге цены определили и то, кем будет потреблен продукт при данном уровне доходов.

Во-вторых, это спрос и предложение. Спрос – это существующая на рынке потребность в товарах, которая определяется количеством товаров, которые потребители могут купить при установившихся ценах и доходах. Предложение – это то количество товаров, которое находится в продаже при установившейся цене. Изменение спроса и предложения вызывает колебания рыночных цен от равновесного уровня. Посредством этих колебаний устанавливается тот уровень цен, при котором происходит равновесие спроса и предложения и далее равновесие производства и потребления.

В-третьих, это конкуренция. Каждый предприниматель стремится к максимизации прибыли и, соответственно, к расширению масштабов хозяйственной деятельности. Все эти стремления приводят к неизбежной борьбе между предпринимателями за более выгодные условия производства и реализации товаров, росту объемов производства. Предприниматели по отношению друг к другу, выступают как соперники или конкуренты. Если предложение определенной товара превышает спрос, то между продавцами возрастает конкурентная борьба. Каждый продавец, чтобы сбыть свой товар, будет вынужден снижать цену, что повлечет снижение объемов производства. Если спрос выше, чем предложение товара, то конкуренция возникает уже среди покупателей. Для того, чтобы купить дефицитный товар, каждый покупатель готов предложить более высокую цену. В итоге повышение цены стимулирует увеличение предложения.

Конкуренция является важным элементом рыночного механизма. Но характер конкуренции может быть разным, что наиболее влияет на способ, при котором достигается рыночное равновесие.

Поделиться
Нравится
Добавить в закладки
Добавить комментарии
Поиск по сайту
Loading
Навигация
Новые публикации
Статистика