Формирование социальной политики

Впервые социальное законодательство складывается в Германии как результат действий профсоюзов и социалистов, как реализация идей представителей новой исторической школы (Л. Брентано, К. Бюхер, М. Вебер и др.), обосновавших необходимость проведения социальной политики государства. В 1884 году в Германии принимается закон о страховании от несчастных случаев на производстве, в 1889 году – закон о пенсионном страховании, в 1911 году вводится страхование на случай болезни, в 1927 году - страхование на случай безработицы. После Второй мировой войны в ФРГ принимается ряд законов, улучшающих положение отдельных групп населения. В тот же период подобные законы принимаются в Швеции, Австрии, Дании, Франции, Великобритании и других странах. В США необходимость разработки программ социального страхования была теоретически обоснована институционалистами Джоном Коммонсом и Уэсли Митчеллом в 20-х годах XX века. Сами же законы были приняты в годы Великой депрессии (1929-1933 гг.).

На рубеже XX — XXI веков социальное благополучие, социально-устойчивое положение граждан становится активным и самостоятельным фактором экономического развития, таким же, как труд, капитал, технология и предпринимательство.

Во второй половине XX века сформировались особые национальные модели обеспечения социальной устойчивости общества. Северо-европейская модель, получившая наиболее значительное выражение в шведской экономической системе; модель социального рыночного хозяйства в Германии; японская модель экономического развития и обеспечения социальной устойчивости. Наиболее приближенная к либеральному варианту развития американская экономическая система во все большей степени вводит элементы большей социальной гарантированности. Что касается национального своеобразия решения проблемы устойчивого общества, то оно заключается не только в разнице по количественным параметрам (государственные расходы на социальные нужды составляют в Швеции 39,8%, в Японии - 16,0% от объема ВВП), но и в теоретических основах, наборе мер и характере взаимодействия с другими элементами экономической системы. Перераспределительная модель денежных доходов Швеции, опосредуемая значительной регулирующей ролью государства, существенно отличается от немецкой модели, опирающейся на принцип тесной солидарности и ответственности всех субъектов хозяйства за социальное развитие при личной ответственности каждого трудящегося за эффективность производства. Своеобразие японской модели состоит в особой роли крупнейших корпораций в социальном обеспечении большей части работников.

Основы экономической теории. Курс лекций. Под редакцией Баскина А.С., Боткина О.И., Ишмановой М.С. Ижевск: Издательский дом "Удмуртский университет", 2000.