Этапы истории экономики

Существует множество подходов к периодизации истории экономики, то есть к выделению этапов, ступеней экономического развития.

Социалисты XVIII - XIX в.в. выделяли ряд ступеней истории общества:

  • дикость;
  • античное;
  • общество;
  • феодализм;
  • капитализм;
  • индустриализм.

Французский философ Шарль Фурье выделял три крупных периода в истории человечества и фазы внутри них:

  • периоды, предшествующие производительной деятельности (первобытный и дикость);
  • раздробленное, обманное, отталкивающее производство (патриархат, варварство, цивилизация);
  • социальное, правдивое, привлекательное производство.

На этой основе в марксизме сложился и утвердился формационный подход к развитию общества с выделением пяти способов производства, различающихся характером собственности:

  • первобытно-общинный (где отсутствует частная собственность, нет эксплуатации классов и уровень потребления крайне низок);
  • рабовладельческий (где общество делится на рабов и рабовладельцев, что создает условия для развития культуры и науки);
  • феодальный (где земля находится в руках феодалов, а крестьяне за пользование этой землей платят феодалам земельную ренту);
  • капиталистический (где считалось, что на смену внеэкономическому приходит экономическое принуждение);
  • коммунистический (где упраздняется частная собственность и высокоразвитые производительные силы обеспечивают развитие принципа "каждому по потребности").

Основателем экономической истории как науки, считается немецкий экономист Фридрих Лист, который выделил пять стадий развития хозяйства:

  • дикость;
  • пастушеская стадия;
  • земледельческая стадия;
  • земледельческо-мануфактурная стадия;
  • земледельческо-мануфактурно-коммерческая стадия;
  • коммерческая стадия.

Последователи самого Листа выделили три стадии в истории хозяйства:

  • естественное (домашнее) хозяйство, существовавшее примерно до XIII века;
  • денежное (городское) хозяйство, существовавшее до XVIII века;
  • кредитное (народное) хозяйство, существующее с XIX века, характеризующееся широтой и многообразием хозяйственных связей.

И формационный, и хозяйственный подходы страдают однобокостью и искусственностью схем. Ведь рабовладение никогда не было преобладающей формой производства, а коммунизм не что иное как утопия. В то время как в одних районах Земли преобладало пастушество, в других развивалось земледелие и т.д.

В 1960 году американский экономист Уолт Ростоу опубликовал работу "Стадии экономического роста: Некоммунистический манифест". В основу периодизации ступеней развития общества было положено развитие производственных сил, техники и технологии. В рамках такого подхода сегодня выделяют три большие эпохи, три стадии:

К постиндустриальным странам можно отнести около двух десятков стран, где проживает не более миллиарда землян. Еще примерно столько же населения живет в индустриальных странах, а основная часть населения находится на разных ступенях доиндустриальной стадии.

Немецкий философ Карл Ясперс выделял осевое время в истории человечества, которому соответствовал период между 800-200 г.г. до н.э. В совокупности около 500 лет. Это был период духовного взлета человечества, формирование человека современного типа. Это период, когда зародились базовые мировые религии (конфуцианство, буддизм, иудаизм) и формировались основные филосовские идеи. Человечество совершает скачок в познании мира и самого человека, причем эти скачки происходят почти одновременно, но независимо друг от друга. Задолго до этого, примерно в период с 5 по 3 тысячелетия до н.э. возникают аналогичные культуры в Мексике. Все они отличались высоким уровнем социальной организации, достаточно сложной техникой. Именно в этот период зарождается письменность, возникают разделение труда и рынок, достаточно сложная система государственного устройства и города.

Следующий крупный скачок в истории человечества был совершен в Европе в конце эпохи Средневековья, когда возникает современная наука, начинает развиваться техника, что и привело к формированию примерно 200 лет назад индустриального общества. Развитие науки, техники экономики в Европе вызвало рывок в ее экономическом развитии и привело к резкому ее отрыву от других центров цивилизации.

В целом доиндустриальная стадия характеризуется медленными темпами изменений в формах жизни общества.

В доиндустриальном обществе можно выделить две основные модели:

  • азиатский способ производства;
  • античный способ производства.

При азиатском способе производства общественное устройство можно представить в виде пирамиды, на вершине которой находится верховный властитель-деспот (фараон, император и т.п.). Основное средство производства — земля, являющаяся собственностью деспота, а общины лишь наследственные владельцы земли. Частная собственность допускается в ограниченных размерах. Производство регулируется из центра. Государство регулирует и распределение, и потребление. Для этого способа производства характерна командно-административная система с жесткой вертикалью власти. В короткие периоды времени "азиатская" модель может обеспечить высокие темпы роста экономики, но в более длительные периоды она пораждает упадок, застой, так как исключает личную инициативу, творчество, поиски нового. Азиатская форма общества возникла в первых цивилизациях древности. Но периодически она возрождалась вновь, включая и XX век (фашизм, сталинизм), неизбежно терпя поражение.

Античный способ производства является антиподом азиатского. Для него характерно:

  • формирование городов как центров общественной жизни;
  • частная собственность на землю;
  • преобладание свободного труда;
  • личная свобода и равенство граждан перед законом;
  • демократия как преобладающая форма политического строя.

Современное общество в значительной мере сформировалось как возрождение и развитие традиций античного строя.

На экономическое развитие оказывает влияние этногенез. Под этносом понимается группа людей, осознающих свое отличие, свою отдаленность от других народов. По Льву Гумилеву, время жизни этноса составляет примерно 1200 - 1500 лет, где он проходит в своем развитии ряд фаз. Возникновение этноса происходит обычно на узкой полосе, где предположительно происходят накопления биохимическойэнергии живого вещества биосферы Земли, т.е. происходит пассионарный толчок. Так, например, пассионарный взрыв новой эры привел к выделению христиан и образованию Византии. Восточнее в этот же период образуется персидский этнос, а еще восточнее - кочевая держава гуннов. Взрыв этногенеза в VII веке привел к появлению нового этноса арабов и мусульманства. Восточнее оформляется тибетский этнос. Пассионарный толчок XII в н.э. привел к возникновению монголов.

Пассионарный толчок приводит к подъему, за ним следует акматическая фаза для которой свойственно стремление к идеалу успеха и победы, готовность жертвовать собой во имя идеала. Далее следует фаза надлома, где спадает пассионарность, стремление к завоеваниям и миграциям. Но усиливается стремление развивать хозяйство, культуру, что особенно проявляется в инерционной фазе. За ней следует фаза обскурации, для которой характерны стремление к материальному благополучию, в искусстве идет снижение стиля, в науке оригинальные работы вытесняются компеляциями, растут коррупция, продажность, невежество и беспринципность. Этнос увядает даже если он не поглощается новым этносом, падает воля к жизни, рождаемость, растет смертность.