Александров Иван Гаврилович

советский экономист Александров Иван Гаврилович

Иван Гаврилович Александров (20 августа 1875 — 2 мая 1936) — советский экономист и экономико-географ, участник разработки плана ГОЭЛРО и схемы экономического районирования России.

Родился в Москве в семье врачей, в юности подрабатывал частными уроками, два года работал слесарем. В 1901 году окончил Московское инженерное училище путей сообщения, после чего занимался проектированием железных дорог и мостов. В частности, участвовал в разработке проекта железной дороги Оренбург — Ташкент, ряда мостов (Финляндского через Неву, Бородинского в Москве, Старицкого через Волгу и др.).

Научные достижения

С 1912 года интересы Александрова сместились на исследование проблем ирригации, им были разработаны проекты строительства оросительных каналов в Средней Азии, использованные в советский период.

С 1920 года начал разрабатывать проект строительства ГЭС на Днепре, предложив вместо создание нескольких станций малой мощности на днепровских порогах построить одну крупную плотину с ГЭС сверхбольшой для того времени мощности в 560 МВТ. Параллельно занимался вопросами промышленного и транспортного развития Приднепровья, участвовал в составлении плана ГОЭЛРО. Совместно с Г. М. Кржижановским руководил работами по экономическому районированию территории страны. C 1921 года был членом президиума Госплана СССР, в 1931—1932 руководил сектором энергетики этой организации, курировал все проекты строительства ГЭС и территориально-производственных комплексов при них, в том числе предложил использовать гидропотенциал Ангары и Енисея.

Участвовал в разработке плана строительства Байкало-Амурской магистрали.

Действительный член АН СССР (1932). Награждён орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.

Помимо прикладных исследований, Иван Александров является одним из создателей и теоретиков советской районной школы экономической географии. В частности, его предложения создания рядом с ГЭС энергоемких производств в дальнейшем легли в основу концепции энерго-производственных циклов и ТПК, разработанных Н. Н. Колосовским. Помимо созданной комиссией по разработке плана ГОЭЛРО сетки промышленного районирования страны, занимался решением проблемы интегрального экономического районирования и формированием на его основе сетки АТД (административно-территориальное деление) федеративного типа.

Убежденность Александрова в ведущей роли речного транспорта (что соответствовало реалиям 1920-х годов) оказала большое влияние на разработку ряда проектов сооружения ГЭС, судоходных и оросительных каналов, многие из которых (особенно строившиеся заключенными ГУЛАГа маломощные верхневолжские ГЭС, сооружение которых привело к затоплению обширных сельхозугодий, уничтожению многих населенных пунктов и переселению значительного числа людей) в дальнейшем подверглись критике.

В последние годы жизни занимался в основном научной работой, возглавляя транспортную секцию Академии наук.


Википедия