Джордж Акерлоф

американский экономист Джордж Акерлоф

Джордж Акерлоф (англ. George Akerlof; 17 июня 1940, Нью-Хейвен, Коннектикут, США) — американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике (2001) «за анализ рынков с асимметричной информацией» вместе с Джозефом Стиглицем и Майклом Спенсом, основоположник информационной экономической теории, исследователь модели «рынока лимонов». Кроме того Акерлоф известен своими исследованиями рынка труда и особенно нерыночных зарплат, формирующих в настоящее время основы новокейнсианской школы макроэкономики.

Родился 17 июня 1940 года в городе Нью-Хэйвен (штат Коннектикут) в семье профессора Йельского университета, эмигранта из Швеции. Начав свое обучение в Йельском университете (1962 — степень бакалавра экономики), Акерлоф завершил его в Массачусетском технологическом институте (1966 — степень доктора экономики). После окончания учебы почти постоянно преподавал в университете Беркли. В 1967-1968 годах работал профессором Индийского статистического института, в 1973 г. был одним из сотрудников Комитета экономических советников при президенте Никсоне. В 1978 году Акерлоф перешел в Лондонскую школу экономики, но в 1980 году окончательно вернулся в Беркли.

Супруга Акерлофа — Джанет Йеллен — известный экономист, президент Федерального резервного банка Сан-Франциско в 2004-2010 годах, заместитель председателя Совета управляющих Федеральной резервной системой США (с октября 2010 года).

Научные достижения

Наиболее известна работа «Рынок «лимонов»: неопределенность качества и рыночный механизм» – одна из самых ранних его работ. Он написал ее сразу же после начала работы в Беркли, однако попытки ее публикации несколько раз наталкивались на сопротивление редакторов, которые заявляли молодому экономисту, что рассматриваемые в его статье проблемы слишком тривиальны, чтобы заслужить публикацию в серьезном академическом журнале. Когда, наконец, эта статья была опубликована в 1970 г., то вызвала сенсацию в экономической науке.

В США «лимонами» называют подержанные автомобили, которые продаются гораздо дешевле новых. Эти автомобили изношены («выжаты»), но по их внешнему виду трудно определить степень износа. На этом частном примере Акерлоф рассмотрел проблему асимметричности информации – весьма частую на современных рынках ситуацию, когда продавец осведомлен о качестве реализуемого товара лучше покупателя. Если покупатель не может отличить плохой (сильно изношенный) поддержанный автомобиль от хорошего, а продавец будет их одинаково расхваливать, то путем довольно элементарных логических рассуждений нетрудно придти к выводу, что на рынке «лимонов» будет действовать отрицательный отсев: хорошие машины останутся в руках покупателей, а плохие вновь вернутся на рынок для перепродажи. В конце концов, если не принять нужных мер, рынок будет разрушен – на нем останутся только плохие машины. Хотя в статье Акерлофа «рынок лимонов» рассматривался на абстрактном уровне, позже эмпирические исследования полностью подтвердили его выводы.

В отличие от многих своих коллег, которые концентрировали свое внимание на какой-либо узкой области научных исследований, Д. Акерлоф отличается очень широким диапазоном научных интересов. Он стремится соединить экономику с социологией, психологией, антропологией и другими общественными науками. Среди нескольких десятков написанных им статей можно найти исследования по экономическому анализу бедности, национальной дискриминации, индийской кастовой системе, преступности, валютной политике, рынках труда и прочее.

Научные труды

  • Рынок «лимонов»: неопределенность качества и рыночный механизм (George A. Akerlof. The Market for «Lemons»: Quality Uncertainty and the Market Mechanism // The Quarterly Journal of Economics, v.84, August 1970, p.488-500. Перевод Е. И. Николаенко)
  • Экономика идентичности: Как наши идеалы и социальные нормы определяют кем мы работаем, сколько зарабатываем и насколько несчастны (Карьера Пресс Перевод Д. Стороженко George A. Akerlof. Identity Economics. How our idetites shape our work, wages, and well-being )
  • Акерлоф Дж., Шиллер Р. Spiritus Animalis: или Как человеческая психология управляет экономикой и почему это важно для мироого капитализма / пер. с англ. Д. Прияткина; под научн. ред. А. Суворова; вступ. ст. С. Гуриева. — М.: ООО «Юнайтед Пресс», 2010.

  • Википедия
    www.krugosvet.ru