Джон Морган

Джон Пирпонт Морган I (John Pierpont Morgan I; 1837 — 1913) — американский предприниматель, финансист, банкир и коллекционер произведений искусства. В течении всей своей карьеры занимался консолидацией корпоративных финансов путем слияния крупных компаний. В 1892 году он произвел слияние компаний Edison General Electric и Thomson-Houston Electric Company в крупную компанию General Electric. В 1901 году Морган профинансировал создание Федеральной металлургической компании, в результате чего произвел слияние Carnegie Steel Company с несколькими другими сталепроизводственными компаниями, включая Consolidated Steel и Wire Company, и было образована крупнейшая металлургическая компания United States Steel Corporation.

В начале 1900-х г.г., в разгар своей карьеры, Джон Морган и его партнеры инвестировали во многие крупные корпорации, и даже, обвинялись в финансовых нарущениях Управлением контроля за финансовой деятельностью. Морган был человеком, чьи действия остановили Банковская паника 1907 года. Он являлся ведущим финансистом так называемой эры прогрессивизмаЭРА ПРОГРЕССИВИЗМА — период с 1890 г. по 1920 г. в США в течении которого была характерна высокая политическая и экономическая активность среднего и низшего класса, повлекшая за собой к значительным переменам в политической и социальной сфере, путем проведения реформ и вся его деятельность в сфере финансирования различных производств привела к модернизации американского бизнеса.

Джон Морган родился 17 апреля 1837 года в городе Хартфорд, штат Коннектикут, США в семье Джуниуса Спенсера Моргана (1813 — 1890), основавшего банк «J.P. Morgan & Co.» и Джульетты Пирпонт (1816 — 1884). Благодаря своему отцу Джон получил разносторонее образование. В 1848 году Морган поступил в Hartford Public School (Государственная школа Хартфорда), а затем в Episcopal Academy в городе Чешир, штат Коннектикут (ныне Cheshire Academy). В сентябре 1851 года Джон Морган здал вступительный экзамен в English High School of Boston (Английская средняя школа Бостона), специализирующеся на углубленном изучении математики и в подготовке будущих специалистов в области торговли.

Весной 1852 года Джон Морган серьезно заболел ревматизмом, что не мог даже ходить. Отец решил отправить сына на лечение на Азорские острова. После года лечения Джон выздоровил и вернулся домой, после чего сразу же возвратился в English High School of Boston для продолжения обучения. После получения высшего образования отец Моргана послал его в Швейцарию в город Беллерив в школу близ деревни Веви для обучения французкому языку. Когда Морган достиг определенного уровня знания французкого, его отец послал его в Унивесистет Геттингена в городе Геттинген, Германия, чтобы улучшить знание немецкого языка. Достигнув определенного уровня в немецком в течении 6 месяцев, Морган уехал в Лондон.

В начале своей карьеры Джон Морган в 1857 году устроился служащим в Лондонский филиал банка своего отца J.P. Morgan & Co. В 1858 году он переехал в Нью-Йорк, гду стал служащим в банковском доме Duncan, Sherman & Company, а также в американском представительстве George Peabody & Company. С 1860 по 1864 г.г. Морган работал в J.P. Morgan & Co. и действовал как нью-йоркский представитель банка своего отца. С 1864 по 1872 г.г. он был служащим фирмы Dabney, Morgan, and Company. В 1871 году он стал партнером компании Drexels of Philadelphia и основал нью-йоркский филиал фирмы, которая стала называться Drexel, Morgan & Company. Основатель и президент компании Drexels Энтони Дрексел, по просьбе Джуниуса Моргана, стал учителем и наставником молодого Моргана. Энтони Дрексел и Джуниус Морган были хорошими друзьями и партнерами по бизнесу.

В первые годы Гражданской войны в США Морган профинансировал схему, известную как «Дело Карабинов», которая предполагала покупку 5000 бракованных карабинов, ликвидируемых правительством по цене 3,50 $ за штуку. Позже винтовки были перепроданы тому же правительству за 22 $ каждая. Смелость и ценизм данной схемы поражал воображение. Некоторые историки утверждают, что Морган ничего не знал о дефективности карабинов. Но так или иначе, специальная комиссия Конгресса привлекла Моргана к ответственности, но он умело откупился, заплатив 300 $ отступных.

Деятельность Джона Моргана не ограничивается лишь финансовой сферой, как уже показала история со спекуляцией оружия. В 1869 году он получил контроль над железнодорожной компанией Джея Гулда и Джима Фиска Albany and Susquehanna Railroad. В дальнейшем он возглавил синдикат, который сломил доминирование Джея Кука в отрасли железнодорожных перевозок и стал тем самым глубоко вовлеченным в развитие империи железных дорог в США путем слияния и реорганизации железнодорожных компаний по всей территории Соединенных Штатов. В 1885 году Морган реорганизовал New York, West Shore & Buffalo Railroad. В 1886 году была реорганизована Philadelphia & Reading Railway, а в 1888 году Chesapeake & Ohio Railway. Он также стал партнером железнодорожного магната Джеймса Хилла и его компании Great Northern Railway.

Интересен тот факт, что процесс реорганизации убыточных компаний и превращение их в крупные доходные предприятия назывался в то время как «морганизация». Морган реорганизовывал организационную структуру и управление компаний, возвращая им рентабельность. А его репутация, как крупного финансиста и банкира, помогала вернуть интерес инвесторов к компаниям.

После смерти своего отца в 1890 году к Джону Моргану перешло руководство банковским домом J.P. Morgan & Co., которая была переименована в Morgan, Grenfell & Company. В 1900 году Морган начал переговоры с Чарльзом Швабом и Эндрю Карнеги — президентами Carnegie Co. Морган преследовал только одну цель — выкупить крупный стальной бизнес Карнеги и слить его с несколькими другими сталеплавильными и угледобывающими предприятиями, чтобы создать United States Steel Corporation (U.S. Steel). Его цель была почти осуществлена в 1900 году. Карнеги согласился продать бизнес Моргану за 487 млн. $. В 1901 году компания U.S. Steel стала первой крупнейшей компанией с уставным капиталом более 1 млрд. $.

U.S. Steel стремилась достигать большей экономии за счет роста производства, уменьшать затраты на транспортировку ресурсов, расширять производственные линии и улучшать распределение. Некоторыми критиками U.S. Steel была расценена как монополия, доминировавшая не только над производством стали, но также и над строительством мостов, судов, железнодорожных вагонов и рельсов, проводов, гвоздей и других производств. С организацией U.S. Steel Морган захватил 2/3 стального рынка и Шваб был уверен, что скоро компания будет контролировать 75% долю рынка. Однако, после 1901 года доля фирм на рынке снизилась. В 1903 году Шваб ушел из U.S. Steel и основал сталеплавильную компанию Bethlehem Steel, ставшую впоследствии второй по величине компанией в отрасли.

Джон Морган был женат дважды. В 1861 году он женился на Эмилии Стэрджес, которая умерла в 1862 году. Спустя три года после ее смерти он женился на Фрэнсис Луизе Трэйси, известной как Фанни 31 мая 1865 года. У них было четыре ребенка: Джон (1867 — 1943), Луиза(1866 — 1946), Джульетта (1870 — 1952) и Энн (1873 — 1952).

Джон Морган умер во время своей поездки в Рим, Италия. Он умер во сне в Гранд-Отеле.

Поделиться
Нравится
Добавить в закладки
Поиск по сайту
Loading
Навигация
Новые публикации
Статистика
   
Другие предприниматели
Наши партнеры