Ли Якокка

Американский менеджер Лидо Энтони «Ли» Якокка

Лидо Энтони «Ли» Якокка (Lido Anthony «Lee» Iacocca; родился 15 октября 1924 г.) — американский менеджер и промышленник. Был президентом «Ford Motor Company» и председателем правления компании «Chrysler».

Якокка родился 15 октября 1924 года в городке Аллентауне, штат Пенсильвания в семье итальянских имигрантов Николы Якокки и Антониетты Перротты. Его родители управляли рестораном Yocco's Hot Dogs. Якокка закончил среднюю школу Аллентауна в 1942 году и университет Лихай (Lehigh University) в городе Бетелхем штат Пенсильвания со степенью в области организации производств. После окончания университета Лихай Якокка пошел в Принстонский университет.

В 1946 году он начал свою карьеру как инженер в Ford, но в конечном счете не удовлетворенный данной работой перешел в отдел продаж компании, где достиг определенных успехов. Работая в филадельфийском филиале помощником менеджера по продажам он получил признание от руководства. Вскоре Якокка был переведен в главный офис компании в Диборн, где он быстро начал продвигаться по карьерной лестнице. Уже в 1960 году Якокку назначили вице-президентом, в 1967 году — исполнительным президентом, а в 1970 году — президентом Ford Motor Company.

Якокка участвовал в дизайне нескольких успешных автомобилей Ford, среди которых, особенно успешным стал Ford Mustang. Были и другие машины Lincoln Continental Mark III и Ford Escort, а также возрождение бренда Mercury в конце 1960-х. В итоге его избрали президентом компании, но в 1978 году он был уволен Генри Фордом II, как говорят из-за того, что становился более знаменитым, чем внук знаменитого Генри Форда, хотя компания показывала положительную динамику, заработав в течении последнего года около 2 млрд. $.

Но, Якокка не долго оставался безработным. Предложение поступило от компании Chrysler, которая в то время была на грани банкротства. В то время компания теряла миллионы в значительной степени из-за плохих продаж и отзывов автомобилей Dodge Aspen и Plymouth Volare, которые принадлежали Chrysler. Назначенный на пост президента Chrysler, Якокка начал восстанавливать компанию, организуя производство и управление практически с нуля, увольняя много рабочих, продав убыточное подразделение Chrysler Europe, и привлекая бывших своих партенеров, работавших с ним, когда он возглавлял Ford.

Понимая, что компания находится на грани банкротства, в 1979 году Якокка обратился в Конгресс США с целью получения кредита для Chrysler, объясняя тем, что в случае краха компании будут потеряны тысячи рабочих мест, что грозит увеличением безработицы. Якокка получил кредит от правительства, о решении которого ходили противоречивые мнения.

Еще одно новшество, которое принес Якокка из Ford, был так называемый проект «Mini-Max», плодами которого в 1983 году стали успешные модели минивэнов Dodge Caravan и Plymouth Voyager. Известно, что Генри Форд II не долюбливал и сам проект «Mini-Max», и сами минивэны вообще. Хотя Toyota в то время продавала минивэны в огромных количествах как в Азии, так и в странах Латинской Америки.

Якокка покинул пост президента Chrysler в 1992 году. После смерти жены от сахарного диабета, Якокка стал активным сторонником исследования и борьбы с болезнью. Он спонсировал исследования сахарного диабета ученого-медика Дениса Фостмена в больнице Massachusetts General Hospital. В 2000 году Якокка основал компанию Olivio Premium Products, которая производит линию продуктов под брендом Olivio, изготавливаемых из оливкого масла. Всю прибыль компании он жертвует на исследования сахарного диабета. В 2007 году свет увидел личный сайт Ли Якокки, где затрагиваются такие проблемы, как затраты на здравоохранение и задержка США в развитии альтернативных источников энергии и гибридных автомобилей.